Будуар дамы

13:12 

Рубан Александр Ревович

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
Не учитель.

Зовут его Рубан Александр Ревович, и к труду на ниве народного просвещения он не имеет никакого отношения. Это не пошло бы на пользу ни ему (в первую очередь), ни ниве.
И все же.
В одном из его сборников есть стихотворение:
Порядок рухнул. Кончен миг,
И вечность началась мучительно.
Лишь неспособный ученик
Способен превзойти учителя.

Помнится, в Писательской организации города Томска при обсуждении этого сборника ("В пещере гнома" - если кому интересно название) умная и интеллигентная пожилая писательница высказала свое недоумение:
- Саша, ну как же это возможно? Неспособный ученик - и превзошел учителя!
Он промолчал. Принципиально, потому что я точно знала - есть у него некое толкование на этот оксюморон. "Учитель дает ученикам образец. Он умеет делать так, и показывает, как надо. Способный ученик воспроизводит этот образец, получает похвалы и заслуженную славу. Он постиг те вершины мастерства, которые показал ему учитель. Неспособный ученик за учителем не идет. Он ищет ДРУГУЮ вершину и другой путь. И потому, открыв новое, он может превзойти учителя" Ну, за точность воспроизведения не ручаюсь, смысл сохранила.
Я с ним не совсем согласна. Почему учитель обязательно дает образец, а не пытается ученику как раз подсказать эту идею: не следовать за ним, искать свое. Но спорить не стала. Он имеет право на свою точку зрения. И вовсе не намерен навязывать ее кому-нибудь еще. Правота, разумеется, теплый хлев, а он - неправ, потому что лев. Потому что
Бегущие вбок
Полагают свое направленье
единственно верным.
"Все люди бегут не туда!" -
Восклицают они.

Так что, упаси нас бог от всех извращений: идти, не думая, со всеми, идти своей дорогой и принуждать к этому других, доказывать свою правоту...
Он одиночка по духу.
"Белые вороны сбились в стаю.
Я меняю цвет и улетаю!"

Ну какой из него учитель?!
Конечно, формально, он возглавляет некоторое объединение, в котором под его чутким руководством молодые люди, некогда - школьного, а теперь - студенческого и постстуденческого возраста, делают первые шаги в деле литературы. Фактически - ему в корне неприятна мысль о том, что он должен в чем-то наставлять, руководить, организовывать, давать пример.
Быть первым среди равных, и то, пожалуй, не захочет. Быть равным среди равных, вот это ближе к его идеалу.
Тем не менее, собираются время от времени в Доме Искусств те люди, которые формально являются его учениками и занимаются в литературной студии "Штудия". На самом деле - его друзья, которые заняты интересным ему делом - пишут. Стихи и прозу, не денег для, а в свое удовольствие.
Собираются, играют, читают написанное, чтобы выслушать мнение товарищей. Он высказывает свое мнение наравне с прочими. Время от времени выносит на общий суд свои произведения. Скидок на возраст, опыт, заслуги и так далее - точно не будет. Никому, и ему в том числе. Ничье мнение - и его в том числе - не претендует на право быть истиной в последней инстанции. Согласен - учту, не согласен - спасибо за то, что вы были внимательны к моей работе.
По его мнению, "Штудия" может существовать только добровольно. Никакой принудительности, никакого плана занятий. Собрались, пообщались, поиграли, обменялись мнениями и новинками.
Работал он в свое время в Областной детско-юношеской библиотеке. Даже некое жалование за это получал. Но вот библиотеке для отчета потребовалось, чтобы свободная деятельность творческих людей была как-то зафиксирована. Ну там, чтобы имелся обязательный для образовательных учреждений план занятий и так далее. В принципе, требовалась формальная бумажка. Численность детей и так далее. Можно было создать фикцию и работать дальше. Уперся, и в результате ушел. Кому надо - продолжают ходить к нему в Дом искусств. Он делает то, что считает должным - бесплатно. Разумеется, он был неправ. С моей точки зрения. Мне проще было бы написать нужную бумажку и получать небольшой приварок к доходам - не лишнее.
Но он не прав. Потому что лев.
Штудийцы пишут интересные тексты. И эти тексты - разные. Это главное.
Штудийцы временами выходят с этими текстами на разные семинары, конкурсы, и иногда получают там призы и разные почетные места. Но для него это не важно - он противник соревнований. Да и как можно решить, какой из художественнызх текстов лучше, если они оба хороши?
Штудийцы издаются. не без его деятельного участия .
Вот для того, чтобы молодой автор получил возможность издаться или, например, посетить семинар, который может немало дать ему для дальнейшей работы, он приложит максимум усилий. Пи этом - ему абсолютно неважно, штудиец ли этот человек, или он впервые видит этого молодого литератора. Важно только одно - качество текста.
А еще у него есть талант - в наивном тексте делающего первые шаги автора увидеть возможности дальнейшего роста. Важный талант, не всякому дано....

Итак, кто же такой Рубан Александр Ревович? Друг, собеседник, слушатель. Но не учитель. Он ничему не научит человека, который сам бы не хотел уметь делать что-либо. И он не подскажет, как надо, как правильно. не даст строго систематизированного знания: каковы есть основные приемы литературного мастерства. Придется самому искать.
На бога не пеняй, живя убого.
Бог всем дает. Не все берут у бога.


Он не учитель. Но у него есть ученики.

@темы: Эссе

Комментарии
2012-12-28 в 10:36 

Сусуватари
еще разок пробежала текст.
Если некто учится у кого-то - к примеру, приносит тексты, вдумчиво правит с оглядкой на полученные замечания, соображения, - это учеба. Значит, тот, к кому с доверием несут свою работу - он учитель. Но!

Обучение, мне видится, оно все бывает минимум двух типов: научить, как единственно правильному, грамотному русскому языку, дать навык письма, соблюдения правил грамматики... и второй тип - помочь разобраться в своих желаниях и возможностях.

Притом, что описываемый не-учитель жутко боится хотеть и добиваться для себя - он наставляет в писательстве.

Мне так видится. Другое дело - с его-то манерой, несколько капризной и скандальной, он многих отпугивает.

   

главная