читать дальше
4 апреля в Музее города Северска открылась выставка, приуроченная к Международному Женскому дню (пусть и празднуемому только в России, кажется).
Идея сделать такую выставку витала давно, поскольку в фондах копились предметы женского туалета и в неплохой сохранности, кстати. А за каждым предметом шла его история, или, выражаясь музейным языком, легенда. Иногда – забавная.
И вот свершилось. Автором проекта выступили сотрудники Музея: Л. Кондрашева, Н. Дружигнина, О. Прозорович, О. Берловская, С. Шутова – перечислю, вдруг они сюда заглянут.
Основной идее выставки стала мысль показать, как извечное желание женщины быть красивой реализовывалось в конкретной стране и в конкретное время. Страна эта – СССР, а время продиктовали экспонаты. Поскольку город Северск молодой, создан в 1949 году, музей – еще моложе, то экспонатов 1920-х-1930-х годов на эту тему – мало. Кстати, в соседнем Томске их тоже не густо. В условиях тотального дефицита продукции легкой промышленности вещи перешивались, перелицовывались и потому не сохранялись.
Но мы не говорим о политике. Мы не говорим и о социальном положении женщины в СССР. Мы о красоте.
Хронологии тоже нет. Предметы разбиты по темам. Шляпки – к шляпкам, платья – с платьями и так далее.
Проект скорее дизайнерский, хотя историкам тут тоже можно порезвиться.
Шляпки тут по-преимуществу 1950-х годов. Соломка, фетр, кожа. Причудливые формы, странноватый на взгляд современных подростков вид. Тут выясняется, что зловредная старуха получила имя Шапокляк в честь любимой ею шляпки.
Кстати, я тут попыталась вспомнить хоть один положительный персонаж советского фильма в шляпке. Как назло, все больше анекдотично-карикатурные или… ну, вроде Маньки-Облигации.
Перчаточки вот затесались в витрину. Вспомнилось, как одна бабушка, удивительной, кстати, красоты дама, рассказывала. «Я устраивалась на работу летом. Жарко было. И я не надела перчатки. Знаете, как у Кореневой в «Покровских воротах», капроновые. И меня не приняли на работу…»
Витрина с обувью скудна, и многое из того, что было знаковым, я тут не нахожу. Вот, например, ботики с каблуком. Их надевали поверх туфель на каблуках и ходили в них по нашим российским улицам. Или сапоги-чулки. Престижные были. Помнится, маме купили сапоги и ошиблись аж на 5 (!) размеров. Можно было перепродать, но мама отдала их мне. И я их носила. Помнится, мне тогда лет 12 было. Девчонки завидовали, учителя ругались, а я терпеливо сносила неудобство обуви. Надевать их было непорсто.
А возле этой витрины вообще – стоять и плакать. При нынешнем разнообразии косметики как вспомнишь пудру «Лебяжий пух», рассыпную. Или тушь-плевалку, которая вечно в комочки на ресницах слипалась. Или брошки бабушкины, уже потемневшие, которые и мама не носила, и тебе играть не давала… А духи «Красная Москва», которые мама до сих пор считает самыми лучшими, а тени вот в такой коробочке, а… Вот флакон вызывает недоумение. Точно ничего не перепутано? В нем правда был одеколон?
Ну, и два рецепта окраски волос для дам с особо крепкими нервами. Из 1920-х. Если вы - русоволосая, а хотите быть рыжей, то возьмите стрептоцид. А если темно-каштановой, то крепкий раствор марганцовки…
ё
Сумочки выглядят тоскливо. Какие-то все темные, кроме двух лаковых, 1960-х годов. А где плетеные из проводов или пластикового прута короба?
Вот, разве что маленькие театральные ридикюли (клатчи, как их сейчас зовут) разнообразят картину. Но их не сразу замечаешь.
А вот и будуар. В том самом смысле, в котором он понимается в нашем сообществе. Женское царство, в котором можно быть самой собой.
В этом царстве, кстати, салфетки особые… Их вышивала женщина, жившая на военной базе. Выдергивала из парашютов нитки, красила их и вышивала. А шикарный несессер привез дочке уже немолодой победитель-солдат из Германии. Дочка тогда была еще школьница, но ведь она же должна была вырасти… Трофей, короче.
Ну, а что до статуэток, то некоторые позабавили.
Статуэтки – вообще особая песня. Тут и агитация, и лирика, и красота и уют в доме…
А вот бижутерия явно дороже той, что в предыдущей витрине. Эмаль.
Ну, на теме свадебного платья авторы оторвались. Выделяется явно шикарное платье, сшитое в начале 1950-х годов в ГДР. Бисерная отделка и фата, которая по полу везется. Мечта любой девочки, которой хотелось быть принцессой, а не рыцарем. Рядом – платье, сшитое для женщины из той же семьи, в 1960-х годах, в России. Но мне больше всего понравился венок из воска. Он 1950-х годов. Но примерно такие же бытовали в России в начале века.
Вот жаль, брюк тут нет. А ведь за право их носить модницы в свое время войну вели. Так что, платья. Повседневные и праздничные.
Вот эта жемчужина коллекции сшита в 1975 году из портьерной ткани. Скажите, что плохо получилось!
Кстати, среди парадных платьев чаще встречается платье из ателье или от частной портнихи. Вот, например, то, черное, что золотом шитое – на дому сработано.
А под платьем прячется белье. Иогда - есть причины прятать. Практично, тепло, но… Сразу вспоминаешь Ани Жирардо «Да я скорее голая выйду, чем это надену!»
А вот это белье принято было прятать, но все равно – в дамском коллективе им хвастались. Помните в «Большой перемене»? Ну, и перед милым, дорогим, любимым, единственным было в чем пофорсить.
А вот эти шерстяные купальники были когда-то писком моды. И привезли их из ГДР, кстати.
Вот тут - анахронизм. Это пальто довольно новое, а зонтик – 1950-х годов. Рассинхрон пошел.
А вот и уголок портнихи. Машинки, кстати, обе работают.
Детский уголок беден и неинтересен. В музее плохо с красивой детской одеждой, с игрушками. И вот результат.
Коллекция Евгения Работкина завершает экспозицию. Не буду вдаваться в подробности биографии Евгения, просто подемонстрирую фото его коллекции «Прошло всего 100 лет», посвященную дягилевским русским сезонам в Париже. Да, Бакст узнается. Ткани в основном старые и импортные. Иногда используется вообще бросовый материал. У евесты головной убор из отбеленной мешковины, а уж старая шуба – вообще нечто… Но я не эталон вкуса. Автор и другие музейные работники – в восторге, а мне понравилась только одна вещь. Она подписана.
Да, конечно, фотографии явно оставляют желать лучшего, увы. Приношу свои извинения.
Но выставка мне понравилась. Может, и вам понравится?