Часть 1.
Во что играли наши предки веке эдак в семнадцатом? Само собой разумеется, девочки – в дочки-матери, мальчики – в войнушку. Но вот как именно, какие были у них игрушки? Заботились ли взрослые о забавах своих детей или, напротив, почитали это пустой тратой времени, кое лучше было бы посвятить душеполезным делам и книжному научению? Наконец, было ли само учение столь скучным и тягостным, как уверяет пословица про горький корень и сладкий плод?
По понятным причинам нам более-менее хорошо известен лишь быт царских детей, поскольку строжайший учет и контроль был одной из основ жизни Двора. Впрочем, и это уже немало – ведь непреодолимую пропасть между сословиями положили лишь петровские реформы, а до того и сам царь-батюшка жил, хотя и с большей роскошью и церемонностью, но по сути точно так же, как и всякий его подданный. И пусть в пышном семнадцатом веке государево семейство тщательно оберегали от посторонних глаз, царевичей – лет до пятнадцати, до «обьявления» наследника народу, царевен – до самой смерти... но мы-то не посторонние, нам-то можно! Заглянем?
читать дальшеЕще царственное дитя безмятежно дремало в своей, обитой кызылбашской камкою, колыбели, а скорые гонцы мчались во все концы обширной Руси, спеша объявить «государскую всемирную радость»... и текли, текли в царские хоромы подношения от родни ближней и дальней, от бояр и торговых людей, от градов и сословий: занятные фигурки, крохотная посуда и прочие драгоценные безделушки. Дары для мальчиков и девочек отчасти различались. Новорожденному царевичу Алексею Михайловичу, среди прочего, поднесен был «пистолетик золот, навожен финифты... осыпанный черевчатыми яхонтиками», «конь сер., золоч., муштук и поводья серебряны белы», «лев на поддоне, в передних лапах держит змею», несколько золоченых корабликов, изготовленных со всеми подробностями, с парусами и такелажем, пушками, матросами (ой, не иначе добрался до них со временем сынок Петруша!). А вот у его сестры Ирины кораблик был всего один, зато имелось множество серебряных золоченных «немок» - с ведром, с лоханью, с братиной и т.д. Впрочем, всем равно доставались драгоценные птички, олени, «лвики», а также бесчисленные кубочки, кружечки, братинки, бочечки. Ирине дедушка Филарет подарил скляницу, «а в ней цветы розные, на стоянце серебряном».
Все это богатство, конечно, до поры шло «в запас», в собственную царевичеву или церевнину казну. А пока малыши забавлялись мячиками – разноцветными, сшитыми из сафьяна или бархата, непременно с бубенчиками внутри; таких потешек у каждого бывало не по одному десятку. Чуть позже появлялись волчки, вертушки и кубари, конечно, тоже по-царски разукрашенные, писаные яркими красками, позолоченные, посеребренные, кленовые или из «дерева немецкого чипарису». Росли дети – усложнялись и игрушки, и вот уже няньки-мамки спешат на базар (да-да, и государи не стеснялись баловать своих детей простонародными игрушками из Овощного ряда!) за резанными из дерева лошадками, птичками, собачками, «боранчиками» и «левиками». Находились и штучки позамысловатее: так, в 1627 году знаменщик Петр Ремезов сделал пятимесячной царевне Ирине «потеху: девки по литаврам бьют».
За такими свойственными возрасту забавами дитя растет, постепенно «входит в смысл», и вот все ближе его первый день рождения (именно его – поговорим пока о царевичах). Даром, что наши предки не праздновали дня своего появления на свет – «не праздновать» не значит не отмечать. Тем более такой. Год - это рубеж, которого достигают не все, и за которым дитя уже не просто дитя, хорошенький пищащий комочек – это будущий мужчина, князь, правитель и воин. Теперь у него и одежда будет почти как у взрослых; в этот день торжественно будет свершен обряд «первого стрижения волос»; к этому же дню в царских мастерских с особым тщанием изготавливалась игрушка, имеющая не только потешное, но и символическое, почти сакральное значение: «конь потешная лошадка». Известен древнейший славянский обряд сажания на коня; подобный же всего сто лет назад бытовал у казаков, а быть может, где-нибудь сохранился и поныне... Еще в XV веке сыновьям Ивана III свершали «постриги» на седле в день семилетия. К XVII веку возраст сместился вниз, а настоящий конь сменился деревянным. Быть может, оттого, что слишком опасно казалось вверять младенческую нежность единственного, долгожданного сына прихоти живого многопудового зверя... быть может, и по какой-то другой причине. Устройство таких коней известно в подробностях: «вышиной в аршин, длиной по размеру», оклеенный дымчатым атласом, хвост и грива из настоящего конского волоса, а «прикрепить того коня на доске столярской, а под доску подделать четыре колеса железных потайных». Разумеется, и сбруя потешного коня была богатой и совершенно взаправдошной: «стремена железные посеребренные прорезные по размеру; потники обшить бархатом и острочить кругом голуном и снуром золотным; чепрак и покров сукна алого кармазину доброго с бахрамами и с круживом на немецкий образец, подложить тафтою алою» и прочее в том же духе.
Оставим пока в стороне оригинальные и, так сказать, развивающие потехи и сосредоточимся на «играх воинского строя», столь любимых мальчишкам всех времен и народов, а для тех отроков, кому предстояло со временем честно и грозно стать на защиту Святой Руси, попросту необходимых - ведь все мы помним, что именно из детских потешных полков родилось со временем победоносное петровское воинство.
А тут все было ох как серьезно! Сыну Ивана Грозного было лишь чуть больше трех лет, когда родитель повелел изготовить для Ванюши железный шлем, который язык не поворачивается назвать потешным. Миниатюрные, в детский рост, доспехи, имелись и у Алеши Тишайшего, и, без сомнения, у других царевичей.
Играть в одиночку скучно, да и учиться не веселее, посему царские сыновья с младенчества были окружены гурьбою «комнатных людей», спальников и стольников, своих ровесников, преимущественно дальних родственников с материнской стороны, числом около двадцати – а это, считай, целый маленький полк. А значит, потребны и барабаны, и воеводские булавы, и знамена. У маленьких Ивана Михайловича и Алексея Алексеевича имелось по личному знамени, сшитому из цветных тафт, у первого – червчатой, лазоревой и белой, у второго – алой и желтой. А вот у Петруши Лексеича видим иные масштабы: «пять знамен маленьких по разным тафтам, с обе стороны солнце и месяц и звезды» да «четыре прапорца тафтяных красных и белых». Вот так. В ратный строй играли все или многие, но лишь в одном, известном нам случае, благодаря характеру дитяти и вниманию родителей, игра перешла в учение, а учение – в свершенья.
Стоит ли говорить, что царские мастерские безостановочно пополняли запасы потешных пищалей, копий, алебард, сабель и палашей – разумеется, до поры деревянных («позолотить же одни крыжи и черенья (рукояти), а полосы присинить (как подобало железу)». Техника безопасности в игрушечном деле поставлена была – нам поучиться впору! (Например, у петровских пушечек ядра обивались кожей). Слишком памятна была трагическая участь царевича Дмитрия, путь даже официальная романовская пропаганда и приписывала ее злой воле Годунова. Впрочем, кто и когда умел помешать мальчишкам играть в ножички? А точнее, в тычку и свайку. Да и как мешать – без умелого владения ножом в ту пору мужчине было не прожить. Так что мудрому дядьке, вроде Бориса Ивановича Морозова, оставалось лишь купить серебряных сваек да не спускать с питомца глаз.
Известно, что небольшие, под детскую руку, луки (кто бы сомневался – с позолотой и серебрением), а тем паче стрелы разных видов заготавливались в Оружейном приказе «беспрестанно». Ведь стрельба из лука, почти утратив к 17-му веку военное значение, долго еще продолжала оставаться любимой утехою не только малолетних царевичей, но и их пап. В качестве мишени обычно использовали шапку подвернувшегося челядинца (коего после непременно вознаграждали новым богатым головным убором); впрочем, хозяйственный Алексей Михайлович сообразил закупить для своих сыновей обычные крестьянские колпаки.
Царевичи, кончено, учились ездить верхом, что в те безмашинные времена едва ли могло почитаться просто забавою. Трудно сказать про других, но у маленького Петра были даже пони, коими ударил челом боярин Артамон Матвеев: «четыре возника темнокарие», запрягавшиеся в потешную каретку, да рыжий «виноходец» под седло...
Но приостановим пока рассказ о подвижных играх и вернемся в терем, на этот раз в покои царевен.
Источник: Забелин, И.Е. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». - М., 2005.
Продолжение следует.
«...а взято в Верх царевнам на куклы» или Царские потехи.
Часть 1.
Во что играли наши предки веке эдак в семнадцатом? Само собой разумеется, девочки – в дочки-матери, мальчики – в войнушку. Но вот как именно, какие были у них игрушки? Заботились ли взрослые о забавах своих детей или, напротив, почитали это пустой тратой времени, кое лучше было бы посвятить душеполезным делам и книжному научению? Наконец, было ли само учение столь скучным и тягостным, как уверяет пословица про горький корень и сладкий плод?
По понятным причинам нам более-менее хорошо известен лишь быт царских детей, поскольку строжайший учет и контроль был одной из основ жизни Двора. Впрочем, и это уже немало – ведь непреодолимую пропасть между сословиями положили лишь петровские реформы, а до того и сам царь-батюшка жил, хотя и с большей роскошью и церемонностью, но по сути точно так же, как и всякий его подданный. И пусть в пышном семнадцатом веке государево семейство тщательно оберегали от посторонних глаз, царевичей – лет до пятнадцати, до «обьявления» наследника народу, царевен – до самой смерти... но мы-то не посторонние, нам-то можно! Заглянем?
читать дальше
Продолжение следует.
Во что играли наши предки веке эдак в семнадцатом? Само собой разумеется, девочки – в дочки-матери, мальчики – в войнушку. Но вот как именно, какие были у них игрушки? Заботились ли взрослые о забавах своих детей или, напротив, почитали это пустой тратой времени, кое лучше было бы посвятить душеполезным делам и книжному научению? Наконец, было ли само учение столь скучным и тягостным, как уверяет пословица про горький корень и сладкий плод?
По понятным причинам нам более-менее хорошо известен лишь быт царских детей, поскольку строжайший учет и контроль был одной из основ жизни Двора. Впрочем, и это уже немало – ведь непреодолимую пропасть между сословиями положили лишь петровские реформы, а до того и сам царь-батюшка жил, хотя и с большей роскошью и церемонностью, но по сути точно так же, как и всякий его подданный. И пусть в пышном семнадцатом веке государево семейство тщательно оберегали от посторонних глаз, царевичей – лет до пятнадцати, до «обьявления» наследника народу, царевен – до самой смерти... но мы-то не посторонние, нам-то можно! Заглянем?
читать дальше
Продолжение следует.