«Эхо космической эпохи».
Началось все обыкновенно. Готовили в музее города Северска маленькую выставку ко Дню Космонавтики, отобрали четыре картины. Одна в зал не вписалась, правда, по габаритам. Но, как полагается, о художниках и изображенных навели справки. И...
В общем, меня впечатлило.
читать дальшеНаиболее интересными по своим художественным достоинствам являются два полотна Заслуженного художника РСФСР, кавалера Ордена «Знак Почёта» Андрея Ивановича Плотнова из триптиха «Юрий Алексеевич Гагарин» (холст, масло, 1976 г). Все три части: «Перед стартом», «На родной земле», «Счастье матери» (не вписавшаяся) хранятся в Музее города Северска.
Андрей Иванович Плотнов в 1942 г. закончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, в 1943–1944 гг. в составе Художественной студии Главного политического управления пограничных войск выезжает на фронт: Курская дуга, Одесса, Севастополь. После войны немало путешествовал и создал серию работ, посвященных Италии, Сирии, Ливану, Великобритании и другим странам мира.
Известен он и работами, посвященными советской космонавтике. В 1965 г. Андрей Иванович рисовал с натуры портрет Ю.А. Гагарина, а в 1976 году – вернулся к данной тематике, создав монументальный триптих. Картины отличает не только живописность, но и глубокое психологическое раскрытие темы. Так на картине «Перед стартом» первый космонавт изображен во время посещения Красной площади.
читать дальшеИзвестно, что перед полетом он гулял по главной площади страны, настраиваясь на успешное выполнение задания. Кроме умелой передачи настроения глубокой сосредоточенности главного героя, достоинством картины является интересная художественная находка. Космонавта окружает множество людей. Но никто не обращает внимания на военного летчика. Первый в мире полет в космос еще не совершился, никто не узнает человека, который через несколько дней будет известен всему миру.
Полет в космос был сложен не только потому, что всегда тяжело быть первопроходцем. Но, готовясь к нему, Юрий Гагарин отлично знал все те трудности и опасности, которые подстерегали его, понимал, что он может погибнуть. На картине «На родной земле» не только умело показано состояние человека, удачно завершившего трудное и опасное дело, но и передана физическая усталость космонавта после полета.

Не менее заслуженным художником, чья картина представлена на выставке, является
Марк Викторович Гинзбург. Коренной москвич, выпускник Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Марк Викторович преподавал в Строгановском университете, организовал профессиональную студию изобразительного искусства. Полотна художника находятся в Югославии, Финляндии, Японии, Чехословакии, Швеции, Америке и других странах. В Музее города Северска хранится портрет ученого и космонавта Олега Георгиевича Макарова.
Дважды Герой Советского Союза Олег Григорьевич Макаров получил образование в Московском Высшем техническом училище им. Баумана – одном из старейших ВУЗов страны. Вся трудовая деятельность О.Г. Макарова прошла в одной организации - в знаменитом конструкторском бюро, которое Главный конструктор ракетно-космической техники Сергей Павлович Королев. О.Г. Макаров читал космонавтам первого, так называемого “гагаринского” набора, курс об устройстве космического корабля “Восток”, на котором в 1961 году первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин облетел вокруг Земли. Позднее для полетов в космос потребовались инженеры, и был создан отряд инженеров-космонавтов и космонавтов-исследователей, куда, по рекомендации С.П. Королева в 1966 году был зачислен Олег Григорьевич Макаров. Первый свой космический полет он совершил в год своего 40-летия 27-29 сентября 1973 года в качестве бортинженера космического корабля “Союз-12” в команде с В.Г. Лазаревым. Особенность этого полета заключалась в том, что он был первым полетом после трагически закончившегося гибелью космонавтов В.Н. Волкова, Г.Т. Добровольского и В.И. Пацаева в 1971 году.
Следующий полет О.Г. Макарова совместно с В.Г. Лазаревым едва не закончился трагически. 5 апреля 1975 года ракета-носитель с космонавтами на борту успешно ушла со стартовой площадки космодрома, но во время ее выведения на орбиту на высоте 192 км от земли произошла авария. К счастью для космонавтов сработала система аварийного спасения, спускаемый аппарат катапультировало? и он устремился к Земле по баллистической траектории. Космонавты подверглись 20-кратной перегрузке. При ней на тело космонавтов наваливалась тяжесть весом 1,5 тонны. Считалось, что 20-кратную перегрузку (20g) человеческий организм не мог выдержать, но хорошо тренированные организмы О.Г. Макарова и В.Г. Лазарева выдержали. Космонавты приземлились в незапланированном районе в Алтайских горах на заснеженный склон. Огромный парашют зацепился за дерево и удержал спускаемый аппарат от падения в полукилометровую пропасть. Космонавты просидели ночь у костра и только на следующий день их забрал прилетевший за ними вертолет.
Второй удачный космический полет О.Г. Макарова состоялся 10-16 января 1978 года на корабле “Союз-27” в качестве бортинженера первой экспедиции посещения долговременной орбитальной станции “Салют-6” вместе с В.А. Джанибековым. На станции уже находились космонавты Ю.В. Романенко и Г.М. Гречко, которые прибыли на станцию на корабле “Союз-26”.
Последний, третий космический полет О.Г. Макаров совершил когда ему было почти 48 лет, 27 ноября –10 декабря 1980 года в качестве бортинженера на корабле “Союз Т-3” и орбитальной станции “Салют-6” по программе экспедиции посещения ЭП-9 вместе с Л.Д. Кизимом и Г.М. Стрекаловым.
Портрет такого экстраординарного человека есть в нашем музее.При написании статьи использованы материалы Википедии и альманаха "Удомельская старина"
starina.tverlib.ru/us-36-1.htm
Знаете, эта "невидимость" из-за секретности сейчас сменилась неузнаваемостью - кто помнит физиономии тех. кто летает сейчас на МКС?
Но особо радуют перемены в биографиях художников. Это как же государство хорошо кормило тех. кто проявил преданность линии КПСС и правильные идейные взгляды.
Соцреализм - он такой... как в жизни, но куда наряднее и лучше.
Но та, давняя объединяющая идея покорения Космоса.. Именно покорение, придающее смысл ежедневной жизни. Оно-то было. и в картинах с этим пафосом - ещё просматривается.