Часть 2.
В патриархальном обществе деятельность мужчины направлена вовне, деятельность женщины – внутрь дома. И.Е.Забелин пишет: «Игры с воинским игрушками выводили ребенка прямо в поле, где он становился уже настоящим стрелком из лука или пушкарем, стреляя из деревянной пушки. Игры в куклы, напротив того, сосредоточивали всю деятельность ребенка около домашнего очага, восстановляя перед ним весь круг домашней жизни, вводили в дом». Кто скажет теперь, питала ли царевна Софья пристрастие к мальчишеским играм, доводилось ли царевне Наталье кататься на иноходце любимого брата... такие вещи не фиксируются дворцовыми книгами. В отличие от материальных затрат. Ибо в государевом хозяйстве не пропадало ничего – все мельчайшие остатки и обрезки, а также «отставные» вещи скрупулезно записывались, бережно хранились и по мере надобности вновь пускались в дело, а нет – так на благотворительность, или же продавались с аукциона (особым спросом пользовались башмаки, так что, живи кузнец Вакула сотней лет раньше, не пришлось бы ему прибегать к услугам черта). Или шли дочкам на потехи.
читать дальшеОт одного перечисления тряпочек текут слюнки... «14 лоскутов отласов золотных да бархатных разными цветы, лоскуты камки червчатой, тафты лазоревой, шелку для шитья»; «остаток (2 вершка) отласу золотного по червчатой земле травки и листки золоты»; «аршин с вершком алтабасу немецкого полоски золотные»; «два аршина без чети камки индейской травной шелк аль да жолт». К сожалению, нам неизвестны подробности устройства самих кукол, но видимо, они были тряпичными и деревянными. Сохранилось детальное описание «потешной бабы деревянной нарядной» - «в кике низанной с каменьем и с пелепелы и с рясы; и серги и ожерелье низаное с каменьи ж; и зарукавье низаное с каменьи ж, в летнике и шубке»; впрочем, это была скорее интерьерная кукла, чем игрушка, поскольку изготовлена она был для восемнадцатилетнего царевича Федора Алексеевича.
Известно, что среди кукол были «пеленашки», изображавшие новорожденных. Так, у царевны Анны Михайловны имелись «три куклы спеленаны, одна в колыбели». А вот как выглядела игрушечная колыбель, правда, Иринина: «в сафьяне в цветном по нем выбито сусальным золотом и серебром», да к ней «наволока в киндяке червчатом», да «одеяло бархат червчат круживо серебряно». «Возрастные» же куклы требовали не только соответствующей одежды (читай выше!), но и украшений, всяческих принадлежностей вроде зеркалец и игрушечной посуды (вот когда пригодятся сберегаемые в царевниной казне золоченые кубочки да мисочки), мебели... и снова заглянем в хоромы Ирины Михайловны: «Кукла на кровати зеленой столбчатой лежит на перине, одета одеялом бархат червчат, около одеяла каймы объярь вишнева; две куклы сидят в креслах, около их травки червчаты, на травках цветки белые, головами и руками и ногами шевелят».
Вы приметили это «шевелят»? Поражает воображение количество двигающихся игрушек, а еще больше – их разнообразие. Например, царевичу Федору куплена была иноземная потеха – «медведок, который бьет в барабан», кстати, за бешеные деньги в 30 рублей! Впрочем, механические игрушки бывали и отечественные, причем очень сложные: «городок с походячими мужичками», каретки с кониками и ездоками, «мельница с толчеями», «городок с беседкою, что посередь городка вертится круг», «городок костяной с боляски, в том городке беседа кукол немецких потешных», бесконечное число походячих собачек и других зверушек, «немка, что толчет в ступе», и даже нечто непонятное под названием «потешная родильница с чердаком». Любопытно описание потешных брусяных колодезей, совсем как настоящих, оснащенных воротом или колесом «с рукоядьми», с деревянными ведерками «на снурках шелковых».
Особенно много подобных игрушек было у царевича Алексея Петровича – список на две страницы. Видимо, царь, увлеченный механикой, стремился сызмальства привить эту склонность и сыну. Как же жадно искала я среди бесконечного перечня замечательных, радующих мальчишеское сердце, развивающих игрушек что-нибудь, сделанное собственными государевыми руками... тщетно. Подобного было бы странно ожидать от Алексея Михайловича или Михаила Федоровича – но Петр, «вечный работник на троне», любовно вытачивавший сувениры для приближенных! Да, он заботится о физическом и умственном развитии сына, чая в будущем обрести в нем помощника в трудах (царевичу обустроен даже «потешный столярный чулан с дверью!»), но... Конечно, не стоит делать опрометчивых выводов, но напрашивается мысль, что это – первые признаки той холодности, которая со временем обратится трагедией.
От просто механических игрушек один шаг до игрушек музыкальных. Помните Ирининых девок с литаврами? У Алексея Алексеевича была «шкатулка, что с цынбальцы... украшена круживом кованым золотным», у его младшего брата Федора – «цынбальцы самоигральные потешные» и даже целый игрушечный оркестр – «немцы, что стоят на деревянном чорном ящике и играют». Последний вообще был страстным любителем всевозможных музыкальных «страментов»... но здесь необходимо сделать небольшое отступление.
Жизнь русского человека позднего средневековья была чрезвычайно зависима от Церкви, а уж жизнь царей и их семей, самим небом поставленных хранителями Православной веры – в особенности. При этом Церковь никогда еще не была столь сильна и, скажем прямо, никогда еще с такой страстью не занималась такими пустяками. Особо ополчилась она на песни и пляски, на представления, словом – на все это бесовское скакание. В 17-м веке музыкальные инструменты конфисковывали и жгли возами, а скоморохов преследовали, как преступников (что, заметим в скобках, толкало тех на путь действительных преступлений). Конечно, даже Церковь ничего не поделает с человеческой природой – люди по-прежнему пели, плясали и рассказывали анекдоты... но, не сумев вдолбить суровый взгляд на развлекательную отрасль искусства как на бесовство, эта политика привела к распространению добродушно-снисходительно взгляда – как на ерунду. Пустую забаву... а кому и забавляться пустяками, как не детям?
Детям положено играть – такова их природа! Вот отсюда в царских палатах такое множество «страментиков» - да-да, в основном именно детских, обозначаемых с уменьшительными суффиксами. Мы уже упоминали «цынбальцы» - простые, или в музыкальной шкатулке, или книжкою. А еще – маленькие «арганы», «клевикорты», неизменные барабанцы... где маленькие, там и большие – и вот уже в Домерном ряду (в пору детства Алеши Тишайшего он еще не попал под высочайший гнев) куплены «две домры да рыле за 66 коп.» (последнее – струнный инструмент с колесцом, используемым как смычок). А также гудки, сурны, накры (род бубна)... вам не кажется, что уже можно формировать ансамбль? Вот Алеше тоже так показалось.
Имеются подробные сведения о том, что в штате царевича Алексея Михайловича состояли 19 накрачеев. Эти молодые музыканты, одетые в форменные лазоревые кафтаны, разыгрывали перед пятилетним царевичем «накреную потеху», а двое метальников (акробатов) плясали на канатах. Известны даже имена последних – Макарка да Ивашка Ондреевы, а также их специальное платье – «две курты да двои штаны, сукно настрафиль одинцовое черленое». Вообще, дворцовые потешники, карлы, шуты и прочие, зачастую щеголяли в иноземном платье – куртах, да пукшах (коротких штанах), да немецких шляпах. Что и не удивительно – ведь им по должности полагалось одеваться как можно чудней и забавнее.
Известно, что малолетним Михайловичам шилось платье «на немецкое дело». Многие историки видят в этом свидетельство тайного западничества первых Романовых и расценивают в зависимости от собственных вкусов, но чаще всего – как пример ханжества и двойных стандартов. Однако Забелин предлагает и более интересное объяснение: «Быть может, старший семилетний царевич Алексей Мих. сам покапризничал: вынь да положь, дай ему такой же наряд, какой носили потешники. Дети его лет бывают очень впечатлительны, и нетрудно допустить, что ими были усвоены и некоторые игры потешников, для чего потребовалось именно немецкое платье. Своего рода это была кукольная потеха, забава для детей». А что, очень может быть. С малолетства проявлял Тишайших характер самодержца!
Царевичи и царевны вели довольно-таки уединенную жизнь, но, как любые дети, не могли обойтись без прогулок в саду, сопровождавшихся сезонными забавами. Зимою устраивались горки, с которых детишки с увлечением катались на санках и салазках, начиная лет с трех, если не раньше. Сани обивались червчатым брахатом или сукном (впрочем, бархат мог пойти и «плохой», как у Ивана Михайловича – все равно ведь валять в снегу!), устилались куньим мехом, а Алексею Михайловичу была сделана даже «постелька соболья». С наступлением весны, аккурат к Святой, в саду вешали качели – у которых веревки и седелки тоже обшивались ярким бархатом, реже, как, на качелях Федора Алексеевича – олениною. Кстати, любопытная деталь: маленьким царевнам среди прочей одежды шили штаники – так что можно предположить, что гонялись они не хуже мальчишек!
Для шестилетнего Алексея Михайловича, будущего страстного охотника, была однажды изготовлена «потешная свора» из шелку; жаль, не удалось установить, водил ли он на той сворке живых псов, или игрушечных собачек, или, может, кого-нибудь еще.
Царевичи, как и все их сверстники, гоняли голубей – например, Алексей Михайлович покупал для старшего сына несколько гнезд породистых кызылбашкских птиц. Да и иные пернатые, попугаи и особенно «кинарейки», а также разные пташки средней полосы были постоянными обитателями дворца.
От подвижных игр самое время перейти к забавам интеллектуальным, что мы непременно и сделаем. А пока стоит привести одну милую подробность.
«1635 г. генваря 31... во время выезда царицы Евдокеи Лукьяновны Богу молиться к Спасу на Новое роздано детям боярским, которые ее сопровождали, 97 коп. для покупки по дороге игрушек, «а они на те денги купили потехи: птичек коженых и баранчиков деревянных и жбанцов и горшечков и мечиков и колокольчиков и иных всяких потех в хоромы на потеху государским детям». По возрасту царевичам было: Алексею около 6 лет, Ивану 1 ½ года; царевнам: Ирине около 8 лет, Анне 4 ½ года, Софье 4 ½ месяца». Подобные записи повторяются многократно. Выезжая с детьми на богомолье, или на лето в деревню, или куда-нибудь еще, государыни непременно, «мимоездом на торговых площадях, в лавках у походячих торговых людей», словом, как придется, старались порадовать малышей потешками, сдобными колачиками, яблочками...
Продолжение следует.
Источник: Забелин, И.Е. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». - М., 2005.
А вот интерсно насчет подвижных игр. Мячи, скакалки и обручи тоже, наверное, не вчера появились?..
Ох и любопытно, что там были за интеллектуальные забавы! Может, шахматы?..
Мячи, скакалки и обручи тоже, наверное, не вчера появились?..
Мячи,точнее, мячики, упоминаются у того же Забелина почти на каждой странице, правда, в основном как игрушки совсем маленьких детей. Но известно, что в 16-м веке (а может, и раньше)на Руси уже умели изготавливать большие мячи, и даже существовала игра, отдаленно напоминающая футбол.
Может, шахматы?..
Хотя, разумеется, целый цирк с акробатами и оркестром - это по-царски.
и я думаю, что отсутствие в коллекции подарков от самого отца - из-за того что сразу не пошло общение.Наверное, это влияние мощного "Петра I", написанного Толстым, но облик напуганного отцам и капризно плачущего в руках отцв пятилетки так и напрашивается на продолжение. Скучать, требовать. опять скучать - и тут уж и некогда, и неохота отвлекаться на игрушки ребёнку. Откупались готовыми - ведь роскошные же?
Сусуватари
А еще, возможно, сказалось и еще одно: что Петр, не любя первую жену, не смог по-настоящему полюбить и ее ребенка.
Но уж такой наследник, что всему батюшкииному настрою поперёк.
Но отчего пошел поперек? Не оттого ли, что отец не смог наладить с ребенком контакта, и царевич остался полностью под влиянием матери и ее окружения?
Это вообще лиш лет 50 или меньше, про обязанности рдителей стали расуждать. до того были лишь права и возможности.
Теория-то современная, ты права! Но вот практика... Допустим даже, что у взрослых людей психология ныне совсем не такова, как прежде. Но неужели изменилась психология маленьких детей? Еще не обремененных знаниями и теориями, а лишь инстинктивно чувствующих родительскую любовь и заботу - или напротив, ее отутствие.
Кстати! Возьмем, например, "В лесах" Мельникова-Печерского. Написано в 19-м веке, действие происходит в 19-м веке, причам в самой что ни на есть патриархальной среде - среди старообрядцев. Патап Максимович Чапурин - глава дома, патриарх, его власть непререкаема и он время от времени сам напоминает домашним: "Я хозяин, как скажу, так и будет!". При том же он к детям весьма внимателен и заботлив, старается вникнуть, что у них на уме и на сердце и, словом, отнюдь не считает дочерей бесправным объектом отцовского командования или товаром, который надо благополучно сбыть с рук замуж.
Дело не в психологии детей, а именно в устройстве семьи. Как было положено! Куда более поздние мемуары Еквтерины II показывают такую картину отношения к детям - закачаешься! Просто субъект, за которым правоо на престол. да и то - странен и диковат вышел, очень неказист личиком Павел Петрович, так, стало, назначить не ему принять империю - а внучку, Александру. Тот миловиден.
Да и время было такое, что никто от отца и не требовал этих мерлихлюндий, сын должен быть наследником, и баста!
Это уж всякого гуманизма понахватались, эпоха Дидро и Руссо с книжками про воспитание детей прошумела.
Ну какой может быть Руссо у старообрядцев! Они ж от малейших западных веяний шарахались. По-моему, такие вещи познаются инстинктивно. Или познаются - и тогда никакой домострой не помешает взаимоуважению в семье, останется только внешней оболочкой. Или нет... и тогда все печально, несмотря на теории гуманизма. Теория может удержать родителя от грубости, от ремня и "кому сказал, придурок!", заставить позаботиться об образовании и "гармоничном развитии" (помнишь твой же пост про детский сад?), что уже неплохо - но любви, сердечного чувства никакая теория в душу не вложит.
А Екатерина - тут ведь та же история, что и с Петром. Ребенок от нелюбимого мужа (уж не будем слушать слетен, ладно?), с которым матери и общаться-то особо не доводилось.
Домострой не препятствовал уважению - он только отдавал все карательные и властные полномочия мужу.
Скажем так - Домострой об уважении и вообще о психологической стороне жизни ничего не говорит. Зато он много говорит о власти и страхе.
это и есть психология - того времени
Более того, я сильно подозреваю, что Сильвестр, озвучивший на всю страну эту психологию власти/страха, яляется если и не отцом опричнины, то как минимум ее любезным дядюшкой.