Опыт расуждений
Крайне необходимое уточнение: противопоставляется только платная литература литературе бесплатной. Это главное отличие.
Насчёт литературы в отношении книгоиздания я начиталась разных мнений в интервью от книгоиздателей. Их идеи сводятся к тому, что книжки надо издавать, потому что:
1. многие так никогда и не перейдут на цифровой формат, книжка физически — иной объект, и она — артефакт культуры.
2. книжка — только тогда книжка, когда у неё был редактор. корректор. верстальщик и иллюстратор. Потому как автор сам со всем не справится, в том числе с орфографией и опечатками.
читать дальше
Про то, почему книжки дороги, основных тезисов немного, в сухом остатке это:
1. Мы публикуем, рискуя, что на рынке на этого хорошего автора спроса не будет.
2. Мы делаем компанию по продвижению и поддерживаем сети магазинов.
3. Мы платим авторам популярных книг такие гонорары, что они могут не отвлекаться от писания новых и прекрасных книг.
Из всего этого следует, что гармония есть, книжек навалом создаются новые чудные времена и культура чтения процветает (что по приходе в книжный шарахаешься от обложек, явно нарисованных под влиянием подростковых проблем, как и некоторой узости выбора, надо вежливо промолчать и уйти, видимо, в раздел классики).
Им бойко противостоят, причём, больше делом, чем словом, деятели сетературы: появляются ресурсы, на которые (внимание!) совершено бесплатно выкладываются немалые объёмы всякого-разного. Читателю предлагается это прочесть «за спасибо», а то и вовсе ничего такого. Любопытно, что складывается противопоставление института редакторов и корректоров бетам-гаммам, которые делают всё то же что и редакторы, но бесплатно.
Тут издатели принимаются вопиять про объёмы(у них больше) и качество (они — профессионалы).
Деятели сетературы очень обоснованно отвечают, что, во-первых, ерунды нечитабельной наиздавали — даже стыдно в магазин идти, а нужную книгу иной раз обыщешься и найдёшь у букинистов разве, или по объявлению в сети. Во-вторых, пишущий по контракту с издателем писатель обязан выдать пару шедевров в год, а то про него забудут — случаи такой плодовитости редки, и долго в этой гонке свежего и в самом деле талантливого писателя не сохранить. Он либо испишется, либо будут большие перерывы. Опять же — когда писатель пишет о том, что волнует его — это одно искренность гарантирована, если он пишет под редакторским нажимом в основном исходящим из соображений маркетинга — это уже принципиально меняет дело, и в реалиях нашей жизни не в лучшую сторону («пипл хавает»).
В пользу тех кто твердит о том, что писатель «на гонораре» необязательно пишет шедевры, можно привести примеров много. Начиная хоть с господина Державина и
не заканчивая тем, в каких условиях была написана самая первая и лучшая книга Роулинг.
Про профессионалов что говорить? разве что, Маршак будто бы и никем другим и не был — ни разносчиком газет, ни криминальным репортёром, ни десятником на стройке, даже на гуталиновой фабрике не был, и уж сам-то собирал в издательстве авторов, имеющих опыт практического владения материалом. Чтоб про камни писал геолог, про плавания — моряк, и так далее.
А фантастика?
Пороемся в ней.
Ларри Нивен — бакалавр в области математических наук, с изучением психологии.
Артур Кларк — сначала аудитор в казначействе, в годы Второй мировой войны — пилот Королевских ВВС.
Р. Хайнлайн — степень бакалавра по окончании Военно-морской Академии в Аннаполисе, морская служба, совладелец серебряной шахты, работа маклером, скульптором, фотографом — так до опубликования своего первого рассказа «Линия жизни».
К.Саймак — репортёр и редактор отдела новостей в городской газете Миннеаполиса.
Можно и далее порыться в биографиях знаменитых и любимых писателей — это увлекательное дело. Пороешься-пороешься, так и найдёшь для себя новые обстоятельства — и архитектуру кто-то изучал профессионально, и культуру средневековой Франции, и вообще...
Самое тяжёлое и уязвимое в позиции сетевой литературы — тот же самый запрос аудитории.
И тут вылезает во всей гламурной красе понятие фандома, женской литературы, а там и слэш на подходе.
Хотя, можно подумать, ничего такого в бумажном варианте не издавали.
По моему скромному мнению, у бумажных изданий почти нечего противопоставить сетевой: разобраться в ней почти так же тяжко, кк и в сетевой. Получить желаемое — ничуть не легче. По качество издания — можно найти примеры и так, и эдак.
Про плагиат — это важно лишь в плане заработков.Есть ещё предложения?
@темы:
Эссе,
Проба пера,
Оригинальные произведения
но, глядя на юных юзеров, думается, что лень душевная скорее сокрушит, чем незнание интернету.
1. Семья. Брат читал, и часто критиковал то, что давали нам читать на уроки внеклассного чтения. Выписывали "Роман-газету" Много читала бабушка. Мама. Эта была расказчица, и после ее рассказов я лезла перечесть то, о чем услышала - там то, наверно, еще интереснее. Папа тоже был читатель, но его влияние тут много меньше.
2. Таки именно внеклассное чтение.
3. В более поздний период и по сию пору - друзья. демодок, Инпу, Сусуватари. В реале - Темный Лорд, огримша Ан.
Ларс Бьернсон , вот-вот, все начинается с семьи, с родителей. Соответственно, если они рассматривают чтение как наказание, например, то когда еще чадо своим умом прозреет, если вообще прозреет.
Ларс Бьернсон спасибо - оказывается, я на что-то влияю... Всё начинается с врождёной склоности любопытствовать, и хорошо, если хотя бы один родитель читает дома. Тогда не появляется вопроса"как заставить читать" вообще. А ведь спрашивают!
Ларс Бьернсон и хорошо, что есть такой.
Вопрос в том, чтоб вкус к уму и чтению не вытеснился. Мне тут намекают про записки современнного учителя химии в Штатах( уехал мужик из Казани, и надо было выживать - пошёл реподавать в школу..). Эх! Да мы ещё среди интеллектуалов!
Я часто выслушиваю записки современных учителей информатики. Вряд ли среди интеллектуалов =)
Но с другой стороны.
Диалог, 1940-е годы.
Мама: Юрка то учил уроки?
- Бабушка: Да-да, весь день с книжкой лежал.
Юрка: Мам, не учил, Пинкертона читал.
То есть, всегда активно поглощались всякие Пинкертоны-Прекрасные магометанки, умирающие на гробе-Донцовы-Сексы с амазонками-Бульварное чтиво и т.д. И где оно сейчас? Кто помнит успех бешено продаваемой Магометанки? А Толстой остался.
ИМХО им. Панглоса, но настоящая литература всегда выплывет, когда сор пройдет.
Еще один диалог. 1920-е гг.
- Маяковский, вас же забудут через некоторое время!
- Встретимся через 200 лет - поговорим.
Вместо всяких Дарий Устиновых был, поди, Михаил Суслов. И ещё братья Вайнеры вместо Марининой - ну, тоже замена.
Вообще уровень литературы был, хоть и насильственно, но куда выше.
Я вообще изумляюсь древней истине - многих людей можно сделать приличными и обучить только не уважая их и с большим принуждением.
С другой стороны - стоит убрать это принуждение, и вот пара багровых бабуинов дерётся за право шебуршать на свалке!
Хотя - давайте вспомним о тех временах, когда Дрюона было не найти, а всякий там производственно-скучный роман валялся в избытке, плохой и нечитаемый, хотяи правильный. Ничему плохому ведь эта скука не учила.
Значит, таки был?
многих людей можно сделать приличными и обучить только не уважая их и с большим принуждением
Причем, похоже, это должен быть процесс, а не единичный акт. В школе-то вон всех учат, а толку-то.
Принуждение к миру и добру.. да, это советская школа умела! Не везде, но зато как!
Ытить да, очень даже. Я могла прочитывать тонны средних. но с целом, милых и неглупых книг. Вовсе сопливые пошлости и дрочилки были немыслимы:стыдно, барин! Может, и писали, рисовали в тетрадках и на стенах, но выкладывать это на обозрение от себя... да в тысячах печатных знаках - не могли.
Да, пинуждение к разумному поведению, грамотному ввборы - это система, и виртуозно применяемая. Помимо школы, так ведь бла задача обеспечить страну кадрами - чтоб всё своё:инженеры, изобретатели, архитекторы и строители.. и чтоб не взрывалось, если не нужно, и чтоб не крали до аварийности... ибо удрать было некуда!
Хотя, конечно, всегда есть горсть эстетов, двигающих себя и ближних в прогресс самостоятельно.
Поди, и примеры можно найти в истории?