Where is the souvenir shop at your crematory?
читать дальшеКогда я была маленькой, мой папа, несостоявшийся историк, любил ходить со мной по музеям. При этом о так интересно рассказывал, что я сколько себя помню (лет с пяти) с радостью ждала очередного посещения. И в какой бы мы город не приехали - визит в музей был обязательным. Обязательнее походов в магазины.
И только одно мне в музеях не нравилось: то, что экспонаты нельзя трогать. А так было бы здорово. Вышел из реконструкции крестьянской избы или, допустим, из диорамы шаманского камлания человек, одетый как полагается в старину, соврал бы, что он древний, и предложил бы поиграть в древних людей. Дал примерить наряды, постреляить из лука и так далее.
В общем, как выяснилось, не одна я мечтала о таком безобразии.
Вообще в области музейной педагогики впереди планеты всей германцы. Если не немцы, так их близкие родичи. И вот еще в 1891 году на острове Юргорден в Стокгольме Артуром Хазелиусом был основан музей под открытым небом. Назвали его Скансен по расположенной рядом крепостице. Это название - скасен - стало нарицательным для музеев под открытым небом, где кроме экспонирования чего-либо (построек, например) проводятся реконструкции быта. Вот что поясняет всеведущая Википедия: " Во многих музеях проводится комплексная реконструкция прошлого, исторические строения являются не просто отдельными экспонатами, а образуют взаимосвязанный комплекс. Таким образом посетители получают возможность побывать в реконструированном населённом пункте прошлого, получая общее представление об истории и этнографии соответствующей страны или местности. В последнее время существует тенденция воспроизводить в рамках музеев под открытым небом традиционные ремесла и виды деятельности, характерные для соответствующей местности и времени — например, работу мельника, ткача, кузнеца, гончара, плотника, винокура, пасечника и многих других. Иногда также посетителям музея предлагается попробовать свои силы под руководством специалиста."
В России есть немало таких музеев; Кижи, под Новгородом (Витославлицы), Нижним Новгородом, Иркутском и так далее. Сейчас, наверно, больше таких музеев. Вон, допустим, в пос. Ягодное Магаданской области сталинский лагерь музеефицировали.
А вот в Томской области идея создания Музея-заповедника в Коларово, оно же Спасское - приказала долго жить: то финансы спели романсы, то сотрудников нет, то далеко от города (километров 10 или даже больше, без своего транспорта хрен доедешь).
Впрочем, идея создания скансена, как выяснилось, под силу одному человеку, который действительно хочет воплотить свою мечту и руки у него растут из нужного места.
Работал в старинном притрактовом селе Семилужное/Семилужки участковый, Владимир Федорович Ильин. Отработал десять лет, и вышло ему на пенсию пойти. К пенсионному возрасту Владимир Федорович успел скопить некоторую сумму денег, уверовать в бога и обрести идею воссоздать в родном селе тот острог, который был в нем с 1609 года. Ну, пусть не точную копию и не на историческом месте. То место давно застроено, раскопки не проведешь. Но есть же возможность восстановить некие типичные черты. Порылся в литературе, архивах. В общем, идея возникла.
И, выйдя на пенсию, Взялся Владимир Федорович за дело.
Поскольку ни от кого не зависел, ни перед кем ни отчитывался, застраивал свою землю как хотел - то дело спорилось.
В Семилужки отправились мы на великах: я, муж и его сослуживец Андрей. Встерчу с острогом я ждала давно, рылась в инете, встречая то восторженные отзывы, то аоборот брезгливое "фе" через губу, типа вот этого: "Fanatik 23 июля 2009 г. 18:49 # "....Интерсено , а это для кого и чего? че все туда будут ломиться на уроки истории, или дяде в Телевизор захотелось? Ну захотел и построил. Для себя. От безделья)))" или "Марта 24 июля 2009 г. 01:43 # Я уважаю увлечённость, но совершенно не понимаю бесцельного расходования ресурса как материального, так и душевного.. некоммерческое и не благотворительное для меня необъяснимо. Деньги и время или заставить работать надо, или жертвовать, а зарыть в землю - грех". Для меня такой вопрос как-то не стоит, я восхищаюсь людьми, способными не только мечтать, но и воплощать мечты.
И вот мы у стен острога!

читать дальшеОстрожек оказался в стороне и как бы в низинке, с дороги видно. Он недостроен, но уже впечатляет.
Оцениваю заплоты: такие были популярны среди старожилов Сибири. Два столба с пазами и меж ними уложенные бревна, которые держатся в этих пазах. Потом в музее этнограф оценила: да, так, но можно было заплоты и повыше сделать, и расстояния между столбами покороче. Но в принципе - все правильно, человек если не видел, то читал литературу.
Заходим внутрь. По двору бегает мальчик с деревянным мечом. Идем через двор, оглядываясь: недостроенная часовня, три башни, несколько явно хозяйственных построек, изба, прилепившаяся к одной из башен.


Из нее выходит женщина в современном платье, но явно - блюдет правоославный дресс-код: длинная юбка, платок. Приветливо здоровается, приглашает в избу. Хозяин там, чай пьет, и нас приглашает. Мы отказались, и хозяин вышел сам.

Личность, надо сказать, колоритная. Косоворотка, борода лопатой, ремешок плетеный.
- Приказной дьяк Владимир Федорович. - представляется, - А вы чьих будете?
Так и хотелось сказать, что мы люди гулящие (выбывшие из всех сословий, потому лично свободные), бежим в Сибирь от барского гнета в поисках лучшей доли. Такое было погружение в 17 век! Тем более следующий вопрос был в тему:
- Курите?
- Нет! - памятуя, что в те времена за курение нюхалки резали, мы порадовались, что это правда. Нет, нюхалки, как выясилось, тут не режут. Просто бьют кнутом за попытку закурить на территории.
Хозяин начинает показывать крепость, и тут же переключается на планы. В том строении намеревается держать скотину, а вот в этом – мастерские устроить. Владимир ИЛЬИН: «Это и хоздвор, и усадьба, и крепость. Это как бы полный уклад той жизни наших предков. Как они жили, какая была простота, какая была общность. И это всё сохранилось. ...Это, наверное, генетически заложено. Русь, Русь святая... Она кому-то даёт быть бедным, кому-то - богатым. Кому-то умным, кому-то дураком. А кому-то нести крест. У каждого свой крест»
Вообще, хозяйственная деятельность в крепости налажена. Амбарчик вот стоит. Без духов, но зато с медвежьими капканами, мордами и прочей этнографией. Хорошо смотрится рядом с пушками. Оружие – пушечки, например, новоделы, а вот этнография в лице капканов и плугов – явно подлинные!





В мастерских, кстати, стоят не только наковальни, плуги и приспособы для гнутия колес,
но и два мотоцикла – 1937 и 1946 годов выпуска. Тоже раритет.

В общем, ощущение хотя бы декораций к историческому фильму. Приятное. Хозяин – как рыба в воде в этой древности.




Посреди крепости стоит часовня, пока – без купола. Притвор сделан из особой, ангарской сосны, она по цвету другая. Внутри - полумрак и пахнет смолой. Скромное суровое убранство создает потрясающее впечатление.



Православный настрой среди обитателей крепости явный. Женщина, которая так и не представилась, потом предлагала нам пройти «послушание» (а мы не стали афишировать свои атеистические взгляды). На территории крепости работал благообразного вида юноша. А пока мы бродили по крепости, забирались в сторожевую башню, осматривали часовню, явилась делегация из Богородице-Алексеевского мужского монастыря.

Гостеприимный хозяин занялся ими, а к нам подошел его помощник, Борис, крещеный крымский татарин. Показал, как умеет работать кнутом,

сказал, что здесь кроме православных частые гости – ролевики, и не далее, как на следующие выходные снова тут собираются. А 10 июня будет фольклорный фестиваль.
Как зашли в воеводскую избу: маленькую, тесную, с маленькими оконцами – с сеней началась древность.
Тут и седло, и жернов, и ушаты. И печка, расписанная на южный манер.





В ней, кроме чугуна – современные кастрюли. И печка теплая – обед недавно готовили.
Зашли в избу. В красном углу иконы. Теснота страшная, как и положено... Красный угол.

Оружие – не только русское, но и явно западные шлемы и не в эпоху. Но не важно. Важно, что все можно трогать и мерить!!!



В общем, от всего этого великолепия у меня глаза точно разбежались, но Борис или не заметил, что лба никто не крестил, или это ему не важно было.
Кольчуга, по словам Бориса весит тридцать кг.
Я, разумеется, померила ее и мисюрку.



Правда, тяжела кольчужка.
Надевают ее так. Продевают в рукава палку, двое ее держат, а третий подныривает в нее, подняв руки вверх. Снимают обратным порядком.
Муж к старине остался равнодушным, а я, как полагается историку, пока все не перемерила, не успокоилась. Но размер не мой.


Делались сии вещи на мужчину, вроде Андрея.

Еще одной достопримечательностью крепости является кот Мусёк. Он весь подран луговыми собачками, глаз заплыл, но он гордый, как полагается воину. Хотя когда гладишь - урчит.

Хозяин звал нас пообедать, но мы отказались.
Зато на просьбу пособить стройке, перенеся хотя бы по бревнышку, мы охотно откликнулись. Пока носили бревна, какой-то местный ребенок, увидев нас, несколько раз переспросил:
- Мам, смотри! Мам, кто это? Ну кто это?
Инопланетяне, наверно. В 17 то веке. Или бесы?

Вот такое путешествие в 17 век состоялось.
Может, в этом всем много игры, есть и некие нарушения техологий и так далее. Но... искренний мужик этот Владимир Федорович Ильин, за что глубокий ему поклон от гулящих людей из Северска.
И только одно мне в музеях не нравилось: то, что экспонаты нельзя трогать. А так было бы здорово. Вышел из реконструкции крестьянской избы или, допустим, из диорамы шаманского камлания человек, одетый как полагается в старину, соврал бы, что он древний, и предложил бы поиграть в древних людей. Дал примерить наряды, постреляить из лука и так далее.
В общем, как выяснилось, не одна я мечтала о таком безобразии.
Вообще в области музейной педагогики впереди планеты всей германцы. Если не немцы, так их близкие родичи. И вот еще в 1891 году на острове Юргорден в Стокгольме Артуром Хазелиусом был основан музей под открытым небом. Назвали его Скансен по расположенной рядом крепостице. Это название - скасен - стало нарицательным для музеев под открытым небом, где кроме экспонирования чего-либо (построек, например) проводятся реконструкции быта. Вот что поясняет всеведущая Википедия: " Во многих музеях проводится комплексная реконструкция прошлого, исторические строения являются не просто отдельными экспонатами, а образуют взаимосвязанный комплекс. Таким образом посетители получают возможность побывать в реконструированном населённом пункте прошлого, получая общее представление об истории и этнографии соответствующей страны или местности. В последнее время существует тенденция воспроизводить в рамках музеев под открытым небом традиционные ремесла и виды деятельности, характерные для соответствующей местности и времени — например, работу мельника, ткача, кузнеца, гончара, плотника, винокура, пасечника и многих других. Иногда также посетителям музея предлагается попробовать свои силы под руководством специалиста."
В России есть немало таких музеев; Кижи, под Новгородом (Витославлицы), Нижним Новгородом, Иркутском и так далее. Сейчас, наверно, больше таких музеев. Вон, допустим, в пос. Ягодное Магаданской области сталинский лагерь музеефицировали.
А вот в Томской области идея создания Музея-заповедника в Коларово, оно же Спасское - приказала долго жить: то финансы спели романсы, то сотрудников нет, то далеко от города (километров 10 или даже больше, без своего транспорта хрен доедешь).
Впрочем, идея создания скансена, как выяснилось, под силу одному человеку, который действительно хочет воплотить свою мечту и руки у него растут из нужного места.
Работал в старинном притрактовом селе Семилужное/Семилужки участковый, Владимир Федорович Ильин. Отработал десять лет, и вышло ему на пенсию пойти. К пенсионному возрасту Владимир Федорович успел скопить некоторую сумму денег, уверовать в бога и обрести идею воссоздать в родном селе тот острог, который был в нем с 1609 года. Ну, пусть не точную копию и не на историческом месте. То место давно застроено, раскопки не проведешь. Но есть же возможность восстановить некие типичные черты. Порылся в литературе, архивах. В общем, идея возникла.
И, выйдя на пенсию, Взялся Владимир Федорович за дело.
Поскольку ни от кого не зависел, ни перед кем ни отчитывался, застраивал свою землю как хотел - то дело спорилось.
В Семилужки отправились мы на великах: я, муж и его сослуживец Андрей. Встерчу с острогом я ждала давно, рылась в инете, встречая то восторженные отзывы, то аоборот брезгливое "фе" через губу, типа вот этого: "Fanatik 23 июля 2009 г. 18:49 # "....Интерсено , а это для кого и чего? че все туда будут ломиться на уроки истории, или дяде в Телевизор захотелось? Ну захотел и построил. Для себя. От безделья)))" или "Марта 24 июля 2009 г. 01:43 # Я уважаю увлечённость, но совершенно не понимаю бесцельного расходования ресурса как материального, так и душевного.. некоммерческое и не благотворительное для меня необъяснимо. Деньги и время или заставить работать надо, или жертвовать, а зарыть в землю - грех". Для меня такой вопрос как-то не стоит, я восхищаюсь людьми, способными не только мечтать, но и воплощать мечты.
И вот мы у стен острога!

читать дальшеОстрожек оказался в стороне и как бы в низинке, с дороги видно. Он недостроен, но уже впечатляет.
Оцениваю заплоты: такие были популярны среди старожилов Сибири. Два столба с пазами и меж ними уложенные бревна, которые держатся в этих пазах. Потом в музее этнограф оценила: да, так, но можно было заплоты и повыше сделать, и расстояния между столбами покороче. Но в принципе - все правильно, человек если не видел, то читал литературу.
Заходим внутрь. По двору бегает мальчик с деревянным мечом. Идем через двор, оглядываясь: недостроенная часовня, три башни, несколько явно хозяйственных построек, изба, прилепившаяся к одной из башен.


Из нее выходит женщина в современном платье, но явно - блюдет правоославный дресс-код: длинная юбка, платок. Приветливо здоровается, приглашает в избу. Хозяин там, чай пьет, и нас приглашает. Мы отказались, и хозяин вышел сам.

Личность, надо сказать, колоритная. Косоворотка, борода лопатой, ремешок плетеный.
- Приказной дьяк Владимир Федорович. - представляется, - А вы чьих будете?
Так и хотелось сказать, что мы люди гулящие (выбывшие из всех сословий, потому лично свободные), бежим в Сибирь от барского гнета в поисках лучшей доли. Такое было погружение в 17 век! Тем более следующий вопрос был в тему:
- Курите?
- Нет! - памятуя, что в те времена за курение нюхалки резали, мы порадовались, что это правда. Нет, нюхалки, как выясилось, тут не режут. Просто бьют кнутом за попытку закурить на территории.
Хозяин начинает показывать крепость, и тут же переключается на планы. В том строении намеревается держать скотину, а вот в этом – мастерские устроить. Владимир ИЛЬИН: «Это и хоздвор, и усадьба, и крепость. Это как бы полный уклад той жизни наших предков. Как они жили, какая была простота, какая была общность. И это всё сохранилось. ...Это, наверное, генетически заложено. Русь, Русь святая... Она кому-то даёт быть бедным, кому-то - богатым. Кому-то умным, кому-то дураком. А кому-то нести крест. У каждого свой крест»
Вообще, хозяйственная деятельность в крепости налажена. Амбарчик вот стоит. Без духов, но зато с медвежьими капканами, мордами и прочей этнографией. Хорошо смотрится рядом с пушками. Оружие – пушечки, например, новоделы, а вот этнография в лице капканов и плугов – явно подлинные!





В мастерских, кстати, стоят не только наковальни, плуги и приспособы для гнутия колес,
но и два мотоцикла – 1937 и 1946 годов выпуска. Тоже раритет.

В общем, ощущение хотя бы декораций к историческому фильму. Приятное. Хозяин – как рыба в воде в этой древности.




Посреди крепости стоит часовня, пока – без купола. Притвор сделан из особой, ангарской сосны, она по цвету другая. Внутри - полумрак и пахнет смолой. Скромное суровое убранство создает потрясающее впечатление.



Православный настрой среди обитателей крепости явный. Женщина, которая так и не представилась, потом предлагала нам пройти «послушание» (а мы не стали афишировать свои атеистические взгляды). На территории крепости работал благообразного вида юноша. А пока мы бродили по крепости, забирались в сторожевую башню, осматривали часовню, явилась делегация из Богородице-Алексеевского мужского монастыря.

Гостеприимный хозяин занялся ими, а к нам подошел его помощник, Борис, крещеный крымский татарин. Показал, как умеет работать кнутом,

сказал, что здесь кроме православных частые гости – ролевики, и не далее, как на следующие выходные снова тут собираются. А 10 июня будет фольклорный фестиваль.
Как зашли в воеводскую избу: маленькую, тесную, с маленькими оконцами – с сеней началась древность.
Тут и седло, и жернов, и ушаты. И печка, расписанная на южный манер.





В ней, кроме чугуна – современные кастрюли. И печка теплая – обед недавно готовили.
Зашли в избу. В красном углу иконы. Теснота страшная, как и положено... Красный угол.

Оружие – не только русское, но и явно западные шлемы и не в эпоху. Но не важно. Важно, что все можно трогать и мерить!!!



В общем, от всего этого великолепия у меня глаза точно разбежались, но Борис или не заметил, что лба никто не крестил, или это ему не важно было.
Кольчуга, по словам Бориса весит тридцать кг.
Я, разумеется, померила ее и мисюрку.



Правда, тяжела кольчужка.
Надевают ее так. Продевают в рукава палку, двое ее держат, а третий подныривает в нее, подняв руки вверх. Снимают обратным порядком.
Муж к старине остался равнодушным, а я, как полагается историку, пока все не перемерила, не успокоилась. Но размер не мой.


Делались сии вещи на мужчину, вроде Андрея.

Еще одной достопримечательностью крепости является кот Мусёк. Он весь подран луговыми собачками, глаз заплыл, но он гордый, как полагается воину. Хотя когда гладишь - урчит.

Хозяин звал нас пообедать, но мы отказались.
Зато на просьбу пособить стройке, перенеся хотя бы по бревнышку, мы охотно откликнулись. Пока носили бревна, какой-то местный ребенок, увидев нас, несколько раз переспросил:
- Мам, смотри! Мам, кто это? Ну кто это?
Инопланетяне, наверно. В 17 то веке. Или бесы?

Вот такое путешествие в 17 век состоялось.
Может, в этом всем много игры, есть и некие нарушения техологий и так далее. Но... искренний мужик этот Владимир Федорович Ильин, за что глубокий ему поклон от гулящих людей из Северска.
@темы: Отзывы и рецензии, Статьи
Ну, молодцы какие.
Будет, наверное, хороший объект со временем - если быть побольше показут. чтоб и меды-квасы, и шитьё, и настоящая мужская работа. Типа, из лука пострелять, за соху подержаться.