Несколько слов, вырвавшиеся после прочтения вот этой умной и тонко написанной книжки.
Не со всем согласна, но написано умно, хорошо, со знанием дела.
tk.nxt.ru/Я очень и очень не любила 1 сентября — наверное, прямо с пятого числа того же месяца и того же года, как началась моя учеба.
Ибо там был кошмар.
Честно говоря, не хочется останавливаться на этом, потому что тогда унылость была всеохватная, ибо узнать про что-то другое и сравнивать было не с чем. Не то, что сейчас.
А теперь я почитала книжку про американскую общеобразовательную муниципальную школу, сравнила с полудетскими впечатлениями от «Кентавра» Дж. Апдайка, и возликовала — так у нас-то было лучше!
Хотя, конечно, кому и как.
читать дальше
Первое наблюдение: блочная система, или нафига голову ломать?
То, что человека надо любить, это как-то абстрактно понятно, только вот никак не говорится обычно — которого и как именно?
В той школе. которая советская, прямо не говорилось, но в целом намекалось — что надо напрячь все силы, резко пожертвовать радостями жизни сейчас, чтоб был человек-творец, образованный, с всемогущим разумом, и который все преодолеет и создаст распрекрасный мир. А там расслабься и люби — согласно его достижениям и как сумеешь. В общем, учись, трудись. закаляйся и совершенствуйся. И все будет. Даже даты были обозначены — с 1980 года наступает изобилие. Потом, ближе к середине семидесятых, как-то про дату забыли. как и про многое другое, но в целом надо было трудиться головой в школе сейчас, налаживать карьерный рост сразу, и тогда, может...
В американской школе такого вопроса, про напряжение ума, какие-то трудности и необходимость поломать голову, продумать — вообще вопроса не стоит. Никакой соревновательности в учебе, никаких возможностей подумать, что у кого-то способности — а ты не сечешь, кто-то блистателен, а ты не такой. Ибо...
Первый блок. который как бы ненавязчиво возникает в сознании — сравнить, какого лешего учили «нас», и к чему готовит школа «их»?
Если сравнить, к чему пришли две великие державы к кнцу Второй мировой войны, то. как бы, все ясно — приступили к конкурентному переделу мира, одни потеряли много, но наломали и показали всем, другие получили такой профит от продажи оружия и продовольствия по ленд-лизу— мама, не горюй, и еще пограбили нехило в побежденной Германии. И что дальше, и причем это самое образование?
А очень причем — ибо кое-кто остался при своих больших, но ограниченных ресурсах, в то числе и людских, и надо было не просто выжить — а победить и превзойти. Потому что ничего особо взять негде (хотя, конечно, антиквариат, произведения искусства и просто драгоценности так и уплывал, но это говорят, а мы про видимые изменения в образовании).
И в американской школе. и в российской, и в советской очень важным интегративным показателем была и остается дисциплина. А вот что это такое — тишина в классе и исполнение заданий(в школе это пока так)?
Есть принцип беспрекословного исполнения инструкции. Очень хорош в армии и профессиональном спорте — ты не думай, делай, за тебя командиры и ли тренер думает.
В американской школе — вроде этого. Учитель и все методисты вкупе с прочили авторами инструкций все продумали. Выполняй и ты хороший, умница, успешный.
В советской школе было соединены два подхода: очень жесткое подчинение инструкциям в младших и средних классах, и потом, в старших(еще и платных), была некая свобода. Не в смысле нарушения инструкций, а инструкция менялась — поощрялась свобода мышления в избранных направлениях.
Если верить автору книги (а мы верим, ибо и из других источников приходят сходные данные), существенно то. что инструкция и поддержание учащихся в классах в самоощущении успешности, бесконфликтности. бездумности — главное дело. Для тог учебный материал урезан до элементарности.
Теперь о другое. Кого больше проверяют в школе: учеников, или учителей? Мне видится, что учителей. Это он источник знаний про все инструкции ик нему все претензии по их выполнению. В том числе — и учениками.
Ничего не напоминает?
Мне — да. Что-то про ферму.
И обучение — это не блоки в обычном понимании нашего учителя — это игра в Лего. Там все задано конструкцией кубика, лепи по инструкции, это забавно, вон, точно по инструкции вышло, какой ты молодец. А что нафиг этот корявый уродец и что ты о реальном мире узнал — не бери в голову. Не твоего ума дело, ты и так успешен.
Завершение первого блока:
Если некогда задавали такой явный тренд в образовании на территории СССР — надо создавать свое хозяйство (промышленность), надо обучать персонал, надо выделять и делать ставку на самых способных, чтоб быстрее достичь наивысших успехов — «там» довольно лихо сделали ставку на сытых и беспроблемных газонокосильщиков, рабочих на мусоросжигающих заводах, работников супермаркетов, парикмахеров, дорожных рабочих и много, много кого. Им достанет средств, пока они молоды, относительно здоровы, на жилье, еду, нехитрые развлечения.
Гораздо меньше делается ставка на умных, точных, исполнительных менеджеров высшего звена — и еще медиков, юристов, ученых.
Совсем не показывают, где и как образовывают и воспитывают тех, кто в самом деле управляет этой страной — грубо говоря, самый интересный для нас класс — успешные начальники.
Теперь стоит подумать — если тут растить подобное — хватит ли им на...ну, вы поняли.
В квалифицированными работниками уже разобрались за двадцать лет: кто умер. кто спился, кто в палатке челноком, зарабатывает деньги на свой отдельчик в холдинге.
Всплеск интереса к любому высшему автор книги правильно оценил — это авантюризм и желание вырваться, быстро сделать большие деньги.
Про остальное...
Но, так сказать, 1 сентября не за горами, и мы снова вздрагиваем своей шкуркой, думая — как хорошо мне туда не идти!!!
Подросткам важны открытые переживания и они ведутся на искренность. а тут сплошное принуждение симуляции счастья - и такое вот, с тестами и тупыми заданиями. Все хорошо и не парься, мы срзу после школы пойдем в мак-дак. а еще им разрешили секс... ведь ты тоже обратила на это внимание? Им не надо об этом думать и откладывать, носиться с этим. как с ценностью - это как бы сказать? Удобство куриой жизни.
Ведь точно - талант руководителя не дается в шлифовку при обучении грамоте.
Он не виден, когда учат счету.
Но как же?
Представить только. что он не пропустил при сем том одной наличности мимо рук на 9 миллионов!
И дела о поставках вел, и дипломатические казусы разбирал. и флот при нем не тонул - строился. Даже свои дома грамотно построил - не раздолбали! опять же - сравни со стройками Брынца.
Тем более, насколько я полагаю, россия тогда еще не вышла из стадии, когда искусный зодчий точно знал пропорции, но умел определять их исходя из собственного тела. И свойства материалов знал на память, а не читая о них.
Городской дом - арх. Ф. Фонтана, Шедель www.hermitagemuseum.org/html_Ru/03/hm3_9.html
Загородный Ораниенбаюм - те же. еше Шлютер, Пино и Браунштейн. Строители - каменщики и плотники - из суздальских имений.
Меня поражает его способность везде успевать - на войне, на стройке, с бабами, в пьянке, в подрядах, заводах, дипломатия...
Огромный ресурс людей верили, реализовывали и все делали. А он ведь их как-то поддерживал, что не разбежались все сразу?
Ты подумай - тогда ведь Петропавловка была крепостцой с земляным валом, верфь и фортеция на месте теперешнего Адмиралтейства, избы немногочисленные на Васильевском, сосны кругом - а у него два дворца! Все приходилось куда-то мотаться заказывать,везти купленное - ни камня, ни кирпича ведь нет, и еды - тоже.
Одной смекалки мало.
Между прочим - фортеция свою роль играла вполне.
И флот - плавал!
И что, что все было как бы заемное и учились на ходу - все работало.
Я в Будуар вернусь, как только на работе дурдом кончится и 40 дней отведется (интересно, но дни совпадают.
Правда, тема пока жЫзненная, но спесфичная. Больше для другого сообщества, на которое я тоже подписана. Там, где про кладбища и проч.
Впрочем, может, смострячу статью по шаманизму - сейчас читаю классную книгу.
Не знаю - пок не будет хоть что-то определеное к рассмотрению - сказать невозможно.
Подождем.
Я много понаписала, часть в дневнике, но тебе все еще нет аремени читать.
Сегодня не мой день явно.