четверг, 15 сентября 2011
Шаря по сайту "Погружение в классику", нашла такую вот замечательную вещь.
Процитирую автора выкладки.
В марте прошлого года отмечали 150 летие Италии. По этому случаю, Риккардо Мутти дирижировал в опере в Риме оперу "Набукко" Верди. В этой опере важна не только музыка, но и политический аспект: она рассказывает о рабстве евреев в Вавилоне, и в Италии "Хор еврейских пленников" является символом стремления народа к свободе, ещё со времени когда Италия была под оккупацией Габсбургов(Австрии), годы, когда опера была написана.
читать дальше
Берлускони присутствовал на концерте. Мэр Рима, вышел на сцену и выступил с речью, в которой он упомянул о сокращении бюджета по культуре по решению правительства.
Мути рассказывает : - "толпа была в восторге и аплодировали еще до начала оперы. Все шло хорошо, пока мы не дошли до хора рабов "(Va pensiero) я почувствовал напряжение в воздухе. Есть вещи, которые невозможно описать, только почувствовать их: было тихо в зале.... Вы могли почувствовать солидарность публики с плачем пленных евреев : "О моя родина, такая прекрасная и утраченная".
Когда хор закончил , я начал слышать крики "бис". И толпа начала кричать: "Viva Italia Viva Verdi !"(Да здравствует Италия, да здравствует Верди!) и бросать записки патриотического содержания."
Хотя Мути не делает бисы в середине оперы, потому что опера должна исполняться последовательно от начала до конца, он не мог играть просто на бис, но сделал это с особым намерением.
Когда стихли аплодисменты он обратился к Берлускони и аудитории: "Я итальянец, но много гастролирую по всему миру, и сегодня мне стыдно от того, что происходит в моей стране, поэтому я принял вашу просьбу повторить." Vа pensiero "не только из-за патриотического содержания в этом хоре, а потому что сегодня, когда я исполнял эти слова:" О, моя родина, прекрасная и утраченная", я думал, что если мы будем продолжать таким образом, мы искореним культуру, основанную на истории Италии, и наша страна действительно будет по-настоящему прекрасная и утраченная"
(Аплодисменты зрителей и исполнителей)
"Мы здесь, в итальянской атмосфере ... и я, Мутти, молчал в течение многих лет. Теперь я хочу придать смысл этой песне. Мы находимся у себя дома, римский театр и хор, который пел прекрасно, и оркестр, который сопровождал совершенно замечательно. Я предлагаю вам присоединиться, и мы будем петь все вместе."
Все зал встал одновременно с хором. Это был волшебный момент в опере.
В ту ночь было не просто исполнение оперы <, но заявление о театрестолицы Италии для привлечения внимания политиков.И вот тот самый момент с речью Мутти и совместным исполнением хора рабов артистами и зрителями.
@темы:
музыка,
Рекомендовано редакцией
И речь, и как это все спето! Я даже и не подумала сначала, что не срежиссовано - но в самом деле спели.
Про Италию - сразу уныло вспомнилось про "Россию. которую мы потеряли".
Да уж, итальянцам можно только позавидовать. Вот уж они не пропадут.
В комментариях там один товарищ заметил - а можно ли представить нашего Гергиева, обращающегося с такой речью к Путину?)))
В смысле какой Шевчук, да что-нибудь скажет, но все равно - мы же как бы заранее ждем, что эти, навернху, улыбнутся и все сожрут, предварительно попилив по "понятиям".
И вообще - ка кникогда, становится ясно. что чего бы там не думали-хотели граждане, государство - это не они.
Это не у них культура.
И им скоро объяснят, где там по культуру галочки проставить надо.
Видно было, как Мути думал. Как он собирался - высказаться? отмолчаться? Если нговорить - то как и что?
Пение невообразимо прекрасно - потому что это так и осталось то самое оперное пение, хор был безупречен, но все в зале чувствовали себя народом! Что для меня - самое поразительное. Тем самым. который имеет и теряет "прекрасную Родину".
Завидно, конечно... Будем надеяться, когда-нибудь и у нас народный протест выразится в такой же цивилизованной, а главное - красивой форме! "Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе"
Но можно надеяться, что мысль твам пойдет цивилизованно и все же финаансирование театру дадут, как следует - и всей культуре, а не чинушам.
Дадут ли денег или нет - это, конечно, другой вопрос. Я бы дал
Даже и не знаю.. по мне - подействует, или нет?
Люди, разбирающиеся. обучавшиеся музыке, понимающие в театре - они заметно иные. и не столь удобные к управлению чем те. что слушают что дают и ставят галочки. где велят
Потому любому правительству будет удобнее с неучами.
Вопрос спорный. Чтобы понимать музыку, совершенно необязательно быть образованным человеком. На примере Италии это как раз хорошо видно - в свое время Верди распевали на каждом углу. В какой еще стране люди могли толпой идти за шарманкой, пилящей "Ориетту из Лесбоса", и подпевать?
Тем не менее - очень рад за итальянцев, что они такие сознательные и музыкальные
Умоляю.
Это серьезно - что в качестве музыки звучит.
Кстати - очему все в Италии? Некогда из любого динамика Лемешева было слышно. Или Отса - Кальман тоже хорош.
Такая же разница - звучит ли музыка из динамика или из ближайшего кабака. Перцепция совсем другая
Я-то уж предпочитаю тишину.
Или вот вариации Гольдберга.
А это чего такое?
Вы не возражаете, если я почитаю еще?
Не так давно смотрела "Гибель богов" 1969 года и была поражена живописностью и постановкой сцен. А тут в Вас такой занятный разбор!
А что за "Гибель"? Чья? С кем?
Живописно до невозможности, красивая картинка на красивости, и все так величественно - прямо Рим и гибель Империи.
Разбирать по отдельным фрагментам, буквально - нокадрово - шедевр. Как пытаешься вдуматься в сюжет - ой, что там делали сценаристы? А режиссер? И все лезет сравнение с "Кабаре" - изящно, последовательно, до слез прекрасно и метафорично.
Я вообще, можно сказать, живьем поклонника Вагнера не видела.
как собак нерезаныхполно.Нет, в моих... в смысле, кого читаю или кто меня читает, кажется, особо в вагнеролюбии замечен не был.
Там все тяготение к камерному формату; самое грандиозное - барокко да если Прокофьева невзначай любят. так в самом деле - невзначай. Как узнают, что это он - конфузятся.
дорастидожить надо. Пока на очереди Верди. Вот дослушаю/досмотрю последние пять опер - а тами помирать можновидно будет. Но вряд ли он будет следующим - очень тяжелый для меня композитор.Помнится, я как-то порадовалась, мол, Лемешева какие милые номера нарезаны буквально для "Музыкальной историии", так меня оперный режиссер сразу пригвоздил: "Ах, вот теперь видите видите. какие ненатуральные. картонные все были оперные постановки?! Все неестественно, наигранно и фальшивая режуссура!"
Я так и обомлела от требования реализма и актерской игры, знаете ли.
Верди - это очень объемно. И какие пять еще недосмотрены?
Во всем необходима систематически систематизированная система, иначе выйдет сумбур и какофония
Еще худо-бедно нужно:
"Оберто" - видео (ну хоть какое-нибудь!)
"Набукко" - хорошее видео (собственно, оно уже есть, но пока руки не дошли)
"Ломбардцы" - аудио и видео (то же самое)
"Двое Фоскари" - пока ничего нет
"Альзира" - тоже какое-нибудь завалящее видео бы!
"Битва при Леньяно" - и того, и другого
(и можно без хлеба)"Сицилийская вечерня" - видео
"Фальстаф" - хорошее видео (уже порекомендовали добрые люди)
Остальное кое-как уже освоено. А у Вас как с Верди?
P.S. Нас тут не зобанят за флуд?
Хотите - можно вообще отдельную тему об операх - Аеди ли, другого кого. и про способы их изучения-оценивания?
У меня вообще с детства про оперы психотравма: очень долго предвкушала посмотреть "Неистового Орландо", постановка была какая-то роскошная, певцы.. а как время пришло, я оказалось настолько физически вымотанной обязательной субботней приборкой в доме, что мне этот Орландо оказался плоско-параллелен! такое было в себе разочарование - мол, не трогали струны души. скверные, грубые струны((
Про систематичность - поразили! Я такого рода ситематичный подход вообще... издали обожаю. Мне все очень быстро становится однообразно-узнаваемым. поэтому - нынче эннио Морриконе, завтра - бах, потом бах, но сын, дальше вообще день молчания и что там из Верди?