есть телевизор?
читать дальшеКогда же я последний раз ходила в театр? Это было лет пять назад. Наша музкомедия разродилась постановкой балета "Ромео и Джульетта" на музыку С. Порокофьева. Тибальда должен был танцевать Андрей Панкрашкин. И я проявила инициативу и пошла.
Или нет? Давали "Тиля" Горина. Уленшпигеля играл Алексей Беляков. Знаете, не так уж часто Леша Беляков играл главную роль.
Или нет, это все же был "Амфитрион" и там играл Димка Цыгура, которого я еще со школьного музея помню, как он у нас Дениса Давыдова на брейн-ринге изображал.
Впрочем, это все не важно. Это было давно. Не меньше трех лет назад, если не больше.
Да и вы уже все поняли.
Как минимум, зачем я хожу в театр?
Основная причина - на того или иного исполнителя, или на пьесу, особенно если в ней играет еще и интересный мне исполнитель.
В нашем городишке на 100 с небольшим тысяч жителей три театра. Старейший - некогда - Музкомедии, теперь - Музыкальный театр. Театр для Детей и юношества, он же в просторечии "кукольный". И шоу-театр "Наш мир", который по молодости лет прозвищем обзавестись не успел.
В театр меня начали водить лет в 5. И я любила ходить в театр!
Вечером мама, оживленная и нарядная, вкусно пахнущая лаком для волос "Прелесть", выбирала мне красивое платье, распускала волосы (при моем нраве самое то - туго плетеные косички, так что распускание волос знаменовало верх торжественности момента), и мы ехали на автобусе на другой конец города. Там в ДК (типовое здание, но для нашего молодого города с хрущобами и сталинский ампир - высокая архитектура) можно было бродить среди колонн и забираться на красивые балконы. Обязательно посещался буфет (ну как без этого?!). Мама или бабушка вкратце рассказывали мне, что будет происходить на сцене. И заодно объясняли, что такое "увертюра", "сцена", "ария", акт", антракт".
Почему то из всех объяснений помнится бабушкин анекдот.
В театре сидит тетя Маша с "Уралмаша", а рядом - интеллигентная дама. Играет увертюра. Ну, пиликает какая-то нудятина, а занавес опущен и актеры не пляшут. Тетя Маша вся извелась:
- Когда представлять то будут? Ну когда?!!!!
Дама не выдерживает и, повернувшись, вежливо говорит:
- Тише! Увертюра!
Тетя Маша взрывается:
- Что? Я увертюра? А ты сволочь!
Оперетты - а театр музкомедии работал именно в этом жанре, - мне нравились. Например "Сильва". Эти шуточки четы старых Воляпюков (учитывая, что мадам Воляпюк играла замечательная комедийная актриса Лариса Данилова, маленькая и толстенькая, как поросеночек в мешочке).
На этой фотографии она как раз в роли Мирандолины, к которой и относится этот очаровательный эпитет.
Именно тогда у меня определился тот артист, отсутствие которого на сцене или присутсвие не в главной роли могло испортить настроение. Звали его Анатолий Соболев.

Он был красив, хотя, по моим тогдашим меркам - стар. Лет, наверно, сорок. Но не важно. Какой славный это был Эдвин! А граф Данила в "Веселой вдове"! В этого я даже играла, у меня кукла была такая. А Баринкай! В паре ему обычно выступала дама примерно тех же лет, Светлана Скорова.

И вот что интересно: я видела, что Сильва (Ганна Главари, Саффи) старовата и животик у нее есть, а вот герою-любовнику прощались даже его глубокие морщины в углах рта.
Хотя вот сейчас скажи, кто мне больше всего помнится - назвала бы комедийных актеров: Анатолия Лившуна, или Бориса Киселева, или Ларису Данилову...
Но не важно. Поход в театр был событием.
Потом все изменилось.
Началась школа, и обязательные билеты, которые надо было покупать. А то, понимаете, скажут, что ты не активный пионер и еще снизят оценку за поведение. Это слегка гасило радость от посещения театра. Но не полностью. Поход в театр есть праздник! Можно было купить сразу два или три билета и идти с мамой и бабушкой, или даже четыре (папу вытащить), но обилие одноклассников рядом кайф ломало.
К тому же, у меня начинало садиться зрение, хотя эта проблема решалась при помощи бинокля.
А театр менялся. Анатолий Соболев уехал, и я так и не полюбила ни одного из героев-любовников столь же искренне. Хотя Владимир Бродский, прекрасный, словно В. Лановой, да еще певший эстрадные песни, был явно интереснее как мужчина.

Как актер? Не знаю, наверно, он был неплохой актер. Но он не был Анатолием Соболевым, и баста!
Уехала в Москву Данилова. О, какое это было событие, когда она приезжала к нам с гастролями и ей устроили бенефис! Сравниться может только визит Татьяны Шмыги - театр в обоих случаях был переполнен, в проходах разве что не стояли!
На место Светланы Скоровой, отказавшейся от ролей героинь и переключившейся на амплуа их матушек, пришла субретка Людмила Травкина.

И до сих пор играет главные роли, хотя возраст у нее почтенный. Зато фигура и лицо, особенно со сцены, отлично смотрятся. В сочетании с голосом и артистизмом все перекрывают. Хотя по этой фотографии не скажешь, но учтите - на этом снимке - женщина пенсионного возраста!
А любимые актеры постепенно исчезали. Начиналась перестройка, в театре надо было выживать, а творчество требует жизни.
Ушел в бизнес шикарный комик Михаил Дербенцев (вечно на сцене деляг и барыг играл). Замелькали , как на карусели, субретки: вот только понравилась Ольга Павлова - ушла в декрет и исчезла из поля зрения насовсем, Алла Зорина - такая яркая и красивая, потерялась где-то на вторых ролях без перспективы подвинуть с амплуа героинь Людмилу Травкину. Борис Киселев временами стал грешить штампами. А вот старики: Светлана Скорова, Василий Ткаленко, Анатолий Лившун - попрежнему радовали, но в опереттах ролей для актеров их возраста так мало!
А впрочем, может, и не это главное? Не в актерах дело?
Что случилось?
Во-первых, театр переехал. Вместо сталинского ампира - жесткие линии 80-х. И вроде здание стало больше, роскошнее, занавес стоит бешеные деньги и весь вразводах, как бензиновая лужа, и лапочки гаснут над залом постепенно. Ан - не то.
Во-вторых, поход в театр стал обыденностью. Спасибо родной школе и надоевшим одноклассникам. Театр стал повседневностью настолько, что мне не хотелось наряжаться перед "культпоходом". Нет, в вечном лыжном костюме я в театр не ходила, а в платье, в котором и в библиотеку, и на кружок - запросто.
В-третьих, стало меньше свободного времени. Есть еще чем заняться, зачем мне в театр тащиться?
Но сокрушительный удар по моим театральным походам нанесла сноха. Отучившись год в Москве и походив там по театрам, она после первого посещения нашей Музкомедии начала плеваться. Брат ей вторил. Да, разумеется, их ехидство было вполне обоснованным. Наверно, по сравнению со столичными театрами в нашей труппе были актеры весьма средней руки.
И проблему можно было решить просто: не ходить в театр с братом и снохой. Однако, видимо, я никогда не была театралом. Я перестала ходить в театр сама.
Разве вот когда поставили самойловского "Дон Жуана в Севилье", я купила билет себе и маме. Знала, на что шла. Сюжет о том, что Дон-Жуан на самом деле - переодетая женщина, и потому так нравится дамам, что к ним равнодушен.
Выяснилось, что кроме сюжета в спектакле есть красивая музыка и такая Людмила Травкина, которую я никогда больше не видела. В общем. я с удовольствием бы сходила еще раз, но почему то спектакль быстро сошел со сцены. При том что Примадонна (Л. Травкина разумеется) в интервью назвала эту роль самой любимой.Увы, любимой своей мелодии не нашла - вот вам ария Командора:
Прослушать или скачать Самойлов Дон Жуан Ария Командора бесплатно на ПростоплеерКстати, а что запомнилось с последнего визита в театр? На "Ромео и Джульетту".
За моей спиной сидела парочка. Мама и мальчик лет 5-6. Я побаивалась, что он извертится во время балета. Но как только заиграла музыка, он затих. И только однажды подал голос. Еле слышным шепотом.
Дело в том, что музыкально и хореографически сцена брачной ночи Ромео и Джульетты и сцена, когда Ромео видит тело Джульетты в родовом склепе решены очень похоже. При том, что во втором случае Джульетта совершенно неподвижна и гнулась в руках Ромео действительно как неживая.
И ребенок еле слышным испуганным шепотом спросил: "Мама, что он делает?!"
Да, такого точно дома не покажут!
Интересный вопрос, нужно ли маленькому ребенку ходить на "взрослые" спектакли. Как видно, автор статьи вспоминает о таких походах с удовольствием. Но посещал ли он детские спектакли?
А вообще, очень хорошее эссе получилось. С театральной атмосферой, действительно от души.
И вот - спектакль, выскакивает крокодил на слоненка, зал охает, а я машу ему руками и ору:
- Привет!
Это ведь был знакомый крокодил, правда?
А второе - я все время падала с лавочек в детском театре. Оказывается, у них были слишком близко приваренные спинки
и я не помню детские спектакли в Музкомедии, хотя в репертуаре они были.
Так что... вот взрослые спектакли мне как-то больше нравились.
Раз уж пошла речь о куклах. Кукол в музей привезли 74 (!) штуки, и женщины музейные быстро нашли в этой куче любимиц. зам директора, маленькая такая феечка - бабочка-голубянка - выбрала мышку, Зевса - тогда еще не директор - рыжую характерную принцессу. Я так и не разобралась, кто мне больше нравится: не то половец из "Сказа о Граде Лебединце", не то Шакал из "Сэмбо".
А его нельзя было забрать и того, взращивать в неволе?
действительно: зачем выбирать? Люби обоих.
А крокодил - это да, это песня. Знакомый крокодил! Не один Успенский в них понимал.