пятница, 21 сентября 2012
Про Учителей.
Обычно учителей вспоминать принято таких, которые образец, безупречные люди, от них взято то-то и то-то.
Но ведь на самом деле учат и те, кто никак не похож на официальный образец. Всякий человек, прошедший рядом, на самом деле оставляет след в душе. Особенно когда душа была мягкой и восприимчивой.
Мне досталась изрядная часть учителей которых мне было жаль - а сейчас жаль вдвойне. Неудачники. О них и расскажу.
читать дальшеПервая забавная неудачница у нас была классная руководительница-математичка. Симпатичная пухленькая и внешне невозмутимая. За неделю учебы по совсем новым учебникам, с разрекламированными развивающими задачами, она сумела вогнать развеселых четвероклашек в тоску, скуку, убедить в их неспособности учиться. Двойки сыпались, тройки ставились, четверки изредка блистали метеорами. Сразу стало ясно - кого-то дома натаскивают, а в большинстве все ждут, когда все кончится. Не знаю, как она переносила мнимую неспособность почти всего класса к своему предмету? Тоскливо было и ей самой, наверное. Она окружила себя тихими некрасивыми троечницами, которые все что-то щебетали про кофточки и шарфики. Так прошла осень и мы даже один раз погуляли с ней по опушке пригородного леса (800 метров от школы, между прочим); тоскливо и с легкими всплесками оживления по причине болезней ее детей прошла зима; весна морила желанием еще раз сходить с ней к лесу - но не судьба. Как и разобраться, отчего учебники, такие красивые и манящие, непонятны.
Она ушла из школы к сентябрю следующего года, а на смену ей явилось что-то еще более тоскливое: даже не упомню - кто! Эта была хотя бы внешне привлекательна и запомнилась умением стискивая зубы, улыбаться.
Следом классная для нашего разудалого класса "Г" (буквально, думаю, в переносном смысле в учительской мы так же числились) и историчка явилась в лице прелестной маленькой рыжей женщины, которая ангельским голоском пропела "Я за вас возьмусь" и сжала хорошенький кулачок с крошечными длинными яркими коготками. Это была глобальная ошибка - класс тут же объединился против нее в веселой забаве "кто кого". Для исследователя проигрышных стратегий это был бы роскошный материал - сделать ставку на невозмутимость, пытаться ровным голосом рассказывать - мол, детишки оценят красоту изложения. И да - устный опрос...Настолько не уметь и бояться руководить поведением детей просто нарочно не сможешь! Она выдержала еще год.
Самый блистательный из виденных мной неудачников был физик по прозвищу "Федя". Вот уж образец "лес рубят - щепки летят"!
Он в принципе не хотел и не мог управлять детьми. Рассказывал шикарно - его слушали, но научить - он в самом деле мог лишь тех, кто был особо одарен, все понимал сразу и мыслил примерно так же , как он. Будь он преподавателем в школе "с уклоном" -цены б ему не было. а так... вызове, бывало. к доске с решением задач девочку не без способностей, прорешает кроме первой, озвученной задачи, еще парочку, измотает требовательным понуканиями в поисках озарений и отпустит от себя с брезгливой миной на широком грубом лице - мол ступай, все с тобой. Девочка, уставшая бояться и не понимающая ничего, кроме этой брезгливой мины уж ничего, идет на свое место в классе со слезами на глазах, а вслед буквально слышится "поскольку все остальные и этого не смогут, то..." - и давал задание на дом. Отвратно было еще одно обстоятельство - он не терпел простого пересказа параграфов, сам мог рассказать их с огоньком, всю тему, но как закрепить в памяти этот рассказ ученику, где найти что-либо вспомогательное(а тогда семиклассник-восьмиклассник мог только в библиотеку пойти или по более счастливым друзьям за журналами или книгами Перельмана, кто знал) - он явно не считал это своей задачей. Все должны сами изначально одолевать. Он с высоты своей только бросал мрачные неодобрительные взгляды и сурово-справедливо оценивал нас. Нам пришлось еще не так скверно - на другой параллели была очень одаренная девочка и там он просто отворачивался с ней к доске от не столь понимающих изику и с упоением следил, как она решает задачи - класс мог идти лесом...Кстати - мальчики его не любили особо. Умел очень ловко щелкать по самолюбию.
Я их очень редко вспоминаю. Они меня все же научили - хотя не это умение нужно каждый день: терпеть, раз жизнь так сложилась, пытаться не сдаваться там, где дело совсем безнадежно, и, разумеется, всегда отделять тех, кто во мне нуждается, от тех, кто ппусту претендовал на внимание. Когда-то я их очень не любила. Потом - жалела. Теперь просто помню.
В сравнении с ними Учителя, в самом деле имевшие талант обучать и воспитывать, сияли невероятно притягательным блеском.
С Днем Учителя всех!Про блистательных - в другой раз.
@темы:
Эссе
А физик, поди, был из университетских какой-нибудь.
Я такой подход больше в университете видел и то не часто.
Скажу страшную вещь, но история - ладно, ее и по учебникам можно сносно изучить на школьном-то уровне. А вот когда физики-математики-химики печальными попадаются - это очень опасно.
Людей с иной одаренностью он в упор не хотел воспринимать!
И ведь никуда, кроме школы тоже не шел.
Тоже мне урок - ненависть учеников не особо укрепляла его здоровье.
Вот так и шел показ "как надо решать это уравнение".
Дальше к нам преподавать английский пришла тоже весьма своеобразная дамочка... Тоска и скука, совсем другие требования, совсем другой подход... И 0 на выходе.
А ваш физик, я полагаю, мне бы понравился!
ИМХО, как раз с физикой-математикой гораздо проще. Там всегда 2*2 =4... Есть логика, ухватив которую, можно дальше понимать СМЫСЛ...
а) начальную базу или хороший учебник для получения оной
б) умение строить логические цепочки и делать выводы, которое ниоткуда тоже не берется
в) желание/стимул, достаточный, чтобы не бросать, когда не получилось с первого или даже со второго раза
г) некоторую дотошность, дабы исключить пробелы
д) понятие, что знать-то нужно, чтобы идти дальше, - или, опять же, хороший учебник с систематизированным материалом
То, что хороший учебник может в некотором смысле заменить учителя, не секрет. Но не полностью ввиду других трех вышеуказанных обстоятельств.
Кстати - сама сейчас много читаешь по-английски?
Если про "Федю-изверга", то, во-первых, учитель обязан обучать в средней школе всех - его тому на специальной дисциплине обучали. В институте. Есть такое дело - дифференцированый подход. Если один-два ученика в восторге, а весь класс то ли по репетиторам, то ли в унылые троечники - это учительский провал. Во-вторых, школьной физике обучить можно всех - и нужно. Она очень наглядна и прекрасно дисциплинирует ум - если есть дисциплина ума у преподавателя.
И где была ответственность или какие там еще чувства у него, когда он уходил из измученного его пренебрежением и запуганного угрозойдвойки класса?
Mr.Chaffinch, я полностью согласна - физику, химию, математику и биологию выучить полноценно без учителя - вообще невозможно. Зато легко утратить интерес и волю к преодолению трудностей.
Вы очкень точно обозначили все пункты - добавить и нечего.
Она совершенно лояльно относилась к двоечникам - мол, не дано человеку.
Зато троечников гнобила) Что-то ломается - кто делал? - троечник)
Но физику знали. У меня была твёрдая четвёрка. Я обычно на задачах плавала - ну, с математикой-то я со школы не дружу)
Но физичка мне нравилась. Потому что просто так не ругалась, справедливо всегда ставила, объясняла - за что поставила три.
Неа, вообще не читаю, лень.
мне как раз было проще разбираться самой по учебнику. Но я ярко выраженный технарь. Я все закономерности просто ВИЖУ. Остается только уточнить детали.
Я так научилась заниматься биологией и химией.
А если очень яркий учитель пения - то все поют.
Или если великолепная физкультурница - пл-школы ходит к ней в секцию и вообще сплошной олимпийский резерв да ризеры школьных спартакиад и почее.
О том и речь - есть особая одаренность, тогда как бы все дается легко, ученик привыкает к легкому успеху и не понимает, чегона самом деле надо добиваться и чего от себя хотеть. Роль учителя - раскрыть способности, оказать как можно добиться еще большего. научить учиться и ставить задачи себе.
Особенно хорошо. когда есть, с кем себя сравнить. Потму что всегда есть кто-то еще более способный.
Я, кстати, тоже "технарь", но сказать, что гуманитарные предметы были для меня сложнее, не могу.
Как говорила одна моя знакомая, затесавшаяся на филфак после мехмата, после мехмата-то там для нее были сущие семечки - все буквы понятные, даже греческие! =)
А поди все одно на филфак не пошли бы - хоть и нетрудно.
Пошли туда. где интерес был вполне самостоятельный.
Я тоже. Просто не так интересно...
"Менее интересно" и "проще" - разные вещи =) *зануден*
Разные - но связанные между собой.
При мысли о Вас на истфаке - я в ужасе.
Опять же - технически одаренный.
Из описанных учителей физик вызывает явный интерес. На предмет, как бы я его восприняла.
Насколько помню, физика у меня была одним из наиболее тяжелых предметов, но на физичку мое постоянно стрессовое отношение к ее предмету не распространялось. Умница и очень яркая личность. Как, впрочем, похоже, и описанный выше физик.
Ларс Бьернсон, не, я всегда на раскопки рвался. Раскопать что-нибудь этакое, что потом вдесятером не закопают =)
Такие физики очень хороши, пока у них учиться не придется. А издали да, все из себя ишь.
А яркие личности притягивают сами по себе, даже если путем объяснить среднестатистическому гуманитарию не умеют, чего от него хотят.
Не видел еще ни одного человека, которого бы притянуло пренебрежительное к себе отношение. =)