понедельник, 24 сентября 2012
Как ни странно - у меня было немало очень хороших учителей, которых любить было сплошное полезное удовольствие.
Первая из учительниц, которая умудрилась принести большую пользу и научить ценить себя - наша литераторша, с которой мы познакомились в четвертом классе. Этакая почти железная леди, с отличной фигурой, безупречно одетая, со звенящим от злости голосом. Она заранее ненавидела все наши ошибки, все пропущенные занятия и тупое пересказывание текстов из учебника. Бедняга получила нервное истощение, когда мы дожили до девятого класса, но писать более-менее грамотно и всегда вовремя все сдавать мы научились, а еще привыкли обожать некий Абсолют - то есть, искать самое-самое в себе и людях. Некое идеальное начало. Уж эти ее разборы ответов и сочинений!И всегда безупречный почерк.
читать дальшеДве самые яркие звезды на небосклоне воспоминаний о школе - это наш"пан Зюзя", математичка и классная, и последняя литераторша. Они обожаемы и ценимы за то, что были, и за то, что сделали с нашими чувствами и умами.
Пройдя неслабый путь в математике от удивления до полного уныния, утвердив для себя, что тройка - хорошая оценка, класс "Г" сосредоточился на вещах более приятных, "забив" на школьную алгебру и геометрию. Некоторые, впрочем, сумели убедить родителей, что нужны курсы для поступающих в политехнический - и там добирали объяснений, как да что можно решить. Проблема была именно в том, что вызубрив все определения и формулировки, большинство в недоумении застывало перед уравнениями или доказательствами теорем. Пространственным воображением. нужным для стереометрии, мы вовсе не обладали. В распрекрасном сентябре появлялась перед нами "пан Зюзя" - дама яркая, чуть вульгарного вида, громогласная и настолько темпераментная, что мы забыли по неизучаемость математики на втором уроке. Оказывается, это почти легко!
Теперь мне кажется, что именно ее невероятный эмоциональный напор сдвинул наше нытье и испуг, сотворенные прежними математичками. "Это нестрашно, у меня тоже не сразу получилось, давай, решай!" - и мы топтались у доски, пробуя так и эдак решить. За "не так" не ругали, ждали, когда будет "так". Не всем нравится работать - но получать награды - всем. Ради удовольствия получить одобрение ее булькающе-хриплым голосом курильщицы ученики принялись решать на скорость, искать несколько способов решения задач - в общем, прыгать выше головы стало привычным занятием. Чтобы "пан Зюзя" заметила. Она, понятное дело, умело нами манипулировала. Нет, вы часто видели в обычной школе - список номеров заданий из учебника, список задач повышенной сложности и домашняя работа - и тихо сидит класс, пыхтит, решает - только изредка вскидывается рука молчком: подойдите. посмотрите, я все правильно решил? Не ради того, чтоб смыться в буфет - чтоб разрешили решать дальше. Притом ругалась она громко, с избыточной лексикой, красочно расписывая, какие мы были нехорошие. Потом, когда ее внезапно не стало, мы всерьез осиротели Не было другой такой математики... да и человека которого можно было обожать и так стараться быть умным, тоже не было.
Но пришел в нашу школьную неспокойную жизнь, как раз в тот период, когда из сплошного регламентированного и безответственного, в общем, состояния, надо было впервые выбраться и выбрать, неожиданно самый нужный человек. Тот, который понимает нас. Практически никто до выпуска ничего себе не выбирал - ни предмета изучения, ни способа, как заработать, тем более - судьбу. Все было заранее предусмотрено и шло в едином сверху заведенном порядке. И вдруг - стать кем-то, решить, куда поступать, какая профессия, где жить и так далее. Мнимый или не мнимый выбор? В кои-то веки нас..слушали. Сочувственно, понимая, и не пытаясь решить сразу и правильно за нас. Так странно было говорить будто бы о поручике Киже, а на самом деле - о том, что боишься необходимости уезжать в другой город учиться. Вроде, обсуждаешь очередной сон Веры Павловны - а на самом деле думаешь, что равных отношений нет и быть не может. Или о том, что внешность и впечатление - они неодинаковы. И еще про то, что любить дано не всем. Это тоже талант и редкий дар.
Вот такие были замечательные школьные учителя. В институте были иные - но тоже по-своему великолепные.
О них рассказ потом.
@темы:
Эссе
-Что я у вас, как Дамка!
- Ирка, ты прямо овчаркой кидаешься! Перестань!
Не сказать, что педагогично, но доходило. Когда она заболела внешний огонь ушел. Чувствовалось, что ей не до нас.
Хоронили ее в январе, в жуткий мороз.
Что-то онкологическое, подробностей не знали.
Почти два года мы были с ней. И целую жизнь потом помним. Мягкий материал - детская память, но как твердеет со временем.
А еще были блистательные учителя.
Посмотрела про Рубана. Ожидаемо.
Он просто боится понять, что все особенные на самом деле. Э о надо признать - и принять. А потом уж в самом деле как кристаллы растут - у каждого своя симметрия. цвет, твердость, спайеость и блеск. Это зависит от личности - учител не лепи по образцу. Это ученики выбирают, каким быть, и строят себя сами.
Это предубеждение все же, и никак оно не помогает.
Ипохондрик "у нас всё-о плохо"?
- спасать несчастного
- бежать прочь от сглаженного.
Все остальное неважно.
Все остальное можно списать на желание хоть кого любить. Почему не несчастного?
Теперь понятно, почему и математику быстро схватываете, и излагаете хорошо, да =)
Ждем про институтских!
Mr.Chaffinch, математика мне не двалась. Зато иногда получалось увидеть всю задачу и процесс решения. Не знаю точно, но скорее всего это связано с тем. кто ждет моего решения. Если в самом деел ждет, что я реу - я решаю. Даже правильно!
Будут и институтские. Они были довольно яркими.
Разумеется, есть некоторая ориентация на этого читателя, но у него репутация если не всеядного, то почти всеядного. Хотя субъективность у него иной раз забавно вылезает - я улыбнулась, увидев его отзыв на рассказ Крюкова. Называется "не хочу слушать - БЛА_БЛА_БЛА!" Знаю, почему.
Кстати, рассказ Крюкова повешу чуть позже в Будуаре. Чтоб не все скопом.
Да все равно есть "по нему" и "не по нему", куда от этого деться.
А в Универе не было таких преподавателей, что запомнились как наставники?
АН, я монголов люблю, можно я у вас их писать буду?
- Пишите. А что писать будете?
- Ну, пока выяснить, как они жили во времена Чингиз-хана...
- Хорошо.
Прихожу к нему с каким-то вопросом.
- Ну я же не специалист в вашей теме, а вы как думаете?
- Вот-вот-вот.
- Ну, пишите, похоже на правду.
Еще месяца два спустя, что-то не увязывалось сейчас уже не вспомню.
- АН, я вот тут вот что прочла.
- Приходите, поговорим.
Посидели, поболтали на тему. Нечто утряслось.
- Ага, вот так если?
- Хм... Можно и так, пишите.
Приношу черновик.
Хм... Ну, вот тут странно звучит, вы подумайте правда ли так? Придете, покажете.
Еще через неделю:
- Ага, вот теперь все нормально. Переписывайте, выверите оформление у библиографа - оно у вас никакое. будет неправильное - я не смогу поставить пятерку. Перепишете, будет защита.
- АН, вы же не спец в моей теме, как вы меня оценивать то будете?
- Ну, во-первых, по динамике. Вы пришли - знали не больше, чем у Яна написано, теперь вижу, вы очень неплохо ориентируетесь. Во-вторых, вы сделали курсовую в срок, при этом сами сформулировали проблему, сами подобрали литературу, сами ее изучили, сами сделали выводы, формулируете тезисы, доказываете их, сами исправляете ошибки. Почти не напрягая меня. А если вы и где-то нафантазировали - вы через пару лет сами поймете, что ерунду сморозили. А вообще - я кое-что глянул по вашей теме, и показал человеку, который в этом лучше меня разбирается. Я его приглашу. Защищайтесь.
На защите куча вопросов, где я должна была доказать, почему я считаю правильным вот это а не то.
И так пять лет. работала с азартом, кайф был непрекращающийся.
На следующий год он не предлагал список курсовых, а брал только студентов,которые сами предлагали свою тему и проблему. Первокурсников у него писало много. Потом они резко отпадали. С нашего потока до диплома у него остались двое.
В аспирантуру он меня взять не мог - доцент, не профессор. Я писала у его преподавателя. Тот же стиль, если не считать, что сия дочь муллы терпеливо молчала, что ее от некоторых моих этических установок (отношение к гомосексуализму, использование фрейдизма) просто в дрожь бросало. Об этом она сказала мне после защиты: "А зачем вам это было знать. У вас имеется свой ход мыслей, а так вы бы начали под меня подстраиваться".
Было еще несколько ярких преподавателей, о которых я и сейчас вспоминаю с азартом. Всех их объединяет две особенности: очень ярукие лекторы (говорят интересно, материал структурирован, видна система), открыли много нового не со стороны фактов, а со стороны их взаимосвязи.
Этого примерно я и ждала от тебя. Шикарно.
Институтские - самое интересное. Ибо уж не учителя, а почти коллеги.
Вольфганг Шеффер, руководитель, похоже, из тех, кто не мешает самореализовываться, если свой запал есть.
Напрягло только это:
- Ну я же не специалист в вашей теме, а вы как думаете?- Вот-вот-вот.- Ну, пишите, похоже на правду.
Этак можно и со стенкой поговорить. Зачем тогда вообще руководитель? Только для организационных моментов?
Была (и есть) среди моих возлюбленных наставников и некая диаметральная противоположность (впоследствии - мой оппонент на защите). Дама с очень ярким нестандартным мышлением, самоуверенная, на всех поглядывавшая свысока. "Не так, так хуже!" - это про нее. Но там были такие случаи инсайтов и такое умение доказать их истинность, что я от нее была в восторге в то время и сейчас люблю и вспоминаю с удовольствием. Возможно, что мне в отношениях с ней повезло - ее инсайты во-первых породили кучу ментальных взрывов у меня (вплоть до того, что именно ее интересы сформировали проблематику моих диплома и кандидатской: только на другом времени и регионе) и как-то обошлось без столкновений.
Выглядит это примерно так: она фонтанировала идеями в никуда, я оказалась из тех, кто охотно бросился копаться в продуктах ее мыследеятьельности. Она мне потом попеняла, что я вот этого и того не использовала, но мною было подобрано и приспособлено для своих нужд у нее немало. Причем в стремлении получить от нее максимум информации я умудрялась не замечать даже ее очевидного высокомерия. В общем, она меня в своих учениках не числила, а я ее в учителях - еще как. Но тут, наверно, было хорошо, что я не у нее писала. Погрызлись бы. Сия дама не раз убивала на защите не только своих оппонентов, но и своих диссертантов. За несогласие с ее позицией.
А если бы это увидела комиссия на дипломе и диплом зарезала?
Зато сразу отбил попытки вчерашней школьницы (ну вы ведь неплохо представляете меня, так что сможете представить себе, что я из себя представляла в 17 лет в отношении с учителями) сотворить себе кумира и бегать за ответами к наставнику, вместо того, чтобы их искать.
В общем, полагаю, что в ВУЗах это очень оправданно - давать возможность реализоваться тем, кто имеет запал. А остальные? Ну, получат некий объем знаний и пойдут работать кто куда - и часто, далеко не по специальности. Пока учидлась, четко отличала студентов, которые пришли за знанием или любить историю как искусство, а кому диплом нужен. На тройку они могут, в конце-концов, за преподавателями позаписать.
Процитирую У. Эко. Если же вам нужен диплом для карьерного роста, то не лучше ли вам пойти и купить его?
Это у биохимиков, скажем, молекулярщиков, может, так получиться: нет времени и рук на небольшое исследование - отчего не посадить студента на это? Методику освоит, стандартно все проведет процедурно - результат какой ни получится - все результат. Просто освоение методик - не более, а кандидатскую и так получали.
В комиссии имелись несогласные (в том числе мой будущий оппонент, которая очень грамотно разбила наиболее шаткие мои аргументы), но и она тоже не стала возражать против диплома, ограничившись в отзыве формулировкой: спорность некоторых выводов автора надо рассматривать скорее как перспективу для дальнейших исследований, а не как указание на то, что автор диплома не способен к ведению исследования.
Диплом мог пролететь в трех вариантах.
- Доказательства точки зрения настолько слабы, что рассматривать нечего;
- Я бы не смогла ответить на вопросы, которые мне задали или отказалась защищать свою позицию.
- Диплом был воспроизведением отрывков от разных авторов, уже доселе писавших по данной теме.
А у меня не было ни того, ни другого, ни третьего.
Все же при оценке диплома оцениваются наличие навыков
- постановки проблемы, умения собирать и анализировать материал, работать с источниками, вести дискуссию, попытки сказать нечто новое по сравнению с предшественниками, а не выводы, к которым пришел дипломируемый. В отличие от диссертации, кстати. Там очень жестко отсматривали именно содержание.
Насколько я понимаю, эта точка зрения была распространена среди преподавателей ИФ ТГУ. Студента надо научить делать это, а все остальное - приложится.
Неа =) Интересно! Расскажи.
В общем, полагаю, что в ВУЗах это очень оправданно - давать возможность реализоваться тем, кто имеет запал
Ну, главное - его не погасить, наверное =)
Кстати, по моим наблюдениям, народ, который пришел именно за корками, как раз в большинстве своем хорошо учится, потому что его не несет в голубые дали, а он делаетот сих до сих, чтобы свой диплом получить, и не грустит =) Ну, те, кого родители за корками выпнули или у кого просто тяму не хватает, - другая история, конечно.
Если же вам нужен диплом для карьерного роста, то не лучше ли вам пойти и купить его?
В нашей стране внезапно поддельность диплома очень легко проверить. Во многих компаниях и проверяют. Пятно на репутации на всю жизнь. Лучше уж заочником куда-нибудь отходить формально и с бурными благодарностями за еще не сданные зачеты.
Это у биохимиков, скажем, молекулярщиков, может, так получиться: нет времени и рук на небольшое исследование - отчего не посадить студента на это?
Это еще с некоторой заботой о студенте =) А то и просто дешевая рабсила - а своим исследованием занимайся в свободное от моей работы время, как-то так.
Вот он, Котляров Александр Никитич, 1948-2002 гг. Светлая ему память.
А почему Киса? Прозвище такое?
Главное, что вспоминается с теплотой и благодарностью по прошествии многих лет. Значит, и в самом деле сумел быть значимым в судьбе.
А на счет философствований - открывай тему, пофилософствуем.