Как ни странно - у меня было немало очень хороших учителей, которых любить было сплошное полезное удовольствие.
Первая из учительниц, которая умудрилась принести большую пользу и научить ценить себя - наша литераторша, с которой мы познакомились в четвертом классе. Этакая почти железная леди, с отличной фигурой, безупречно одетая, со звенящим от злости голосом. Она заранее ненавидела все наши ошибки, все пропущенные занятия и тупое пересказывание текстов из учебника. Бедняга получила нервное истощение, когда мы дожили до девятого класса, но писать более-менее грамотно и всегда вовремя все сдавать мы научились, а еще привыкли обожать некий Абсолют - то есть, искать самое-самое в себе и людях. Некое идеальное начало. Уж эти ее разборы ответов и сочинений!И всегда безупречный почерк.

читать дальше

@темы: Эссе

Комментарии
24.09.2012 в 12:42

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Да, яркие фигуры. Пан Зюзя - вообще прелесть.
24.09.2012 в 12:49

Прелесть. Лишний вес, утягивание в узкие юбки и хождение в сапогах-чулках, нарисованные брови - это казалось даже милым в ней.
-Что я у вас, как Дамка!
- Ирка, ты прямо овчаркой кидаешься! Перестань!

Не сказать, что педагогично, но доходило. Когда она заболела внешний огонь ушел. Чувствовалось, что ей не до нас.
Хоронили ее в январе, в жуткий мороз.
24.09.2012 в 13:04

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
А вот бывают такие люди, которых хочется любить во всей их полноте. Умерла от рака?
24.09.2012 в 14:16

Умерла от рака?
Что-то онкологическое, подробностей не знали.
Почти два года мы были с ней. И целую жизнь потом помним. Мягкий материал - детская память, но как твердеет со временем.
А еще были блистательные учителя.
Посмотрела про Рубана. Ожидаемо.
Он просто боится понять, что все особенные на самом деле. Э о надо признать - и принять. А потом уж в самом деле как кристаллы растут - у каждого своя симметрия. цвет, твердость, спайеость и блеск. Это зависит от личности - учител не лепи по образцу. Это ученики выбирают, каким быть, и строят себя сами.
24.09.2012 в 15:08

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Ну вот у него такой стереотип, что учитель именно стесывает всех под "так надо". Может, его часто щелкали за демонтративное выделывание "сделаю, как не надо".
24.09.2012 в 17:02

Может быть.
Это предубеждение все же, и никак оно не помогает.
Ипохондрик "у нас всё-о плохо"?
24.09.2012 в 17:59

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
По крайней мере, у него все это не в той форме, которая вызывает желание
- спасать несчастного
- бежать прочь от сглаженного.
24.09.2012 в 18:03

Существенно - есть ли метод обучения, который воспроизводим и дает гарантированный результат, или можно назвать прямо-таки ряд выдающихся учеников.
Все остальное неважно.
Все остальное можно списать на желание хоть кого любить. Почему не несчастного?
24.09.2012 в 19:01

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Можно назвать ряд учеников, но метода нет. Потому - не учитель.
24.09.2012 в 20:11

Зяблик рюмит перед дождем
Может, слово "наставник" подходит?
24.09.2012 в 20:18

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Катализатор творческого процесса. Рядом с ним хочется заниматься писанием и делать это максимально добросовестно.
24.09.2012 в 20:34

Зяблик рюмит перед дождем
Сусуватари, здорово, что на Вашем пути встретились такие учителя. "Пан Зюзя", судя по описанию, многого стоит. А когда с учителем доверительные отношения настолько, что ему позволено вести не только в образовании, но и давать советы, сопереживать - это просто редкая удача.
Теперь понятно, почему и математику быстро схватываете, и излагаете хорошо, да =)
Ждем про институтских!
24.09.2012 в 22:27

Вольфганг Шеффер, угу. Верю - он как бы не хочет быть образцом, но ведь на его внимание рассчитывают? И все равно подгоняют под некое представление о том, что ему интересно.

Mr.Chaffinch, математика мне не двалась. Зато иногда получалось увидеть всю задачу и процесс решения. Не знаю точно, но скорее всего это связано с тем. кто ждет моего решения. Если в самом деел ждет, что я реу - я решаю. Даже правильно!
Будут и институтские. Они были довольно яркими.
25.09.2012 в 06:45

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
И все равно подгоняют под некое представление о том, что ему интересно.
Разумеется, есть некоторая ориентация на этого читателя, но у него репутация если не всеядного, то почти всеядного. Хотя субъективность у него иной раз забавно вылезает - я улыбнулась, увидев его отзыв на рассказ Крюкова. Называется "не хочу слушать - БЛА_БЛА_БЛА!" Знаю, почему.
Кстати, рассказ Крюкова повешу чуть позже в Будуаре. Чтоб не все скопом.
25.09.2012 в 08:29

у него репутация если не всеядного, то почти всеядного
Да все равно есть "по нему" и "не по нему", куда от этого деться.

А в Универе не было таких преподавателей, что запомнились как наставники?
25.09.2012 в 08:57

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Двое. Причем первый - потрясающий лектор, излагавший очень четко и внятно, очень нестандартные вещи. Пришла я к нему курсач писать.
АН, я монголов люблю, можно я у вас их писать буду?
- Пишите. А что писать будете?
- Ну, пока выяснить, как они жили во времена Чингиз-хана...
- Хорошо.
Прихожу к нему с каким-то вопросом.
- Ну я же не специалист в вашей теме, а вы как думаете?
- Вот-вот-вот.
- Ну, пишите, похоже на правду.

Еще месяца два спустя, что-то не увязывалось сейчас уже не вспомню.
- АН, я вот тут вот что прочла.
- Приходите, поговорим.
Посидели, поболтали на тему. Нечто утряслось.
- Ага, вот так если?
- Хм... Можно и так, пишите.
Приношу черновик.
Хм... Ну, вот тут странно звучит, вы подумайте правда ли так? Придете, покажете.
Еще через неделю:
- Ага, вот теперь все нормально. Переписывайте, выверите оформление у библиографа - оно у вас никакое. будет неправильное - я не смогу поставить пятерку. Перепишете, будет защита.
- АН, вы же не спец в моей теме, как вы меня оценивать то будете?
- Ну, во-первых, по динамике. Вы пришли - знали не больше, чем у Яна написано, теперь вижу, вы очень неплохо ориентируетесь. Во-вторых, вы сделали курсовую в срок, при этом сами сформулировали проблему, сами подобрали литературу, сами ее изучили, сами сделали выводы, формулируете тезисы, доказываете их, сами исправляете ошибки. Почти не напрягая меня. А если вы и где-то нафантазировали - вы через пару лет сами поймете, что ерунду сморозили. А вообще - я кое-что глянул по вашей теме, и показал человеку, который в этом лучше меня разбирается. Я его приглашу. Защищайтесь.
На защите куча вопросов, где я должна была доказать, почему я считаю правильным вот это а не то.

И так пять лет. работала с азартом, кайф был непрекращающийся.
На следующий год он не предлагал список курсовых, а брал только студентов,которые сами предлагали свою тему и проблему. Первокурсников у него писало много. Потом они резко отпадали. С нашего потока до диплома у него остались двое.
В аспирантуру он меня взять не мог - доцент, не профессор. Я писала у его преподавателя. Тот же стиль, если не считать, что сия дочь муллы терпеливо молчала, что ее от некоторых моих этических установок (отношение к гомосексуализму, использование фрейдизма) просто в дрожь бросало. Об этом она сказала мне после защиты: "А зачем вам это было знать. У вас имеется свой ход мыслей, а так вы бы начали под меня подстраиваться".

Было еще несколько ярких преподавателей, о которых я и сейчас вспоминаю с азартом. Всех их объединяет две особенности: очень ярукие лекторы (говорят интересно, материал структурирован, видна система), открыли много нового не со стороны фактов, а со стороны их взаимосвязи.
25.09.2012 в 09:06

вот же, можешь найти!
Этого примерно я и ждала от тебя. Шикарно.
25.09.2012 в 09:21

Зяблик рюмит перед дождем
Сусуватари, решаете, решаете, уж я-то знаю =)
Институтские - самое интересное. Ибо уж не учителя, а почти коллеги.

Вольфганг Шеффер, руководитель, похоже, из тех, кто не мешает самореализовываться, если свой запал есть.
Напрягло только это:
- Ну я же не специалист в вашей теме, а вы как думаете?- Вот-вот-вот.- Ну, пишите, похоже на правду.
Этак можно и со стенкой поговорить. Зачем тогда вообще руководитель? Только для организационных моментов?
25.09.2012 в 09:34

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
На университетских это виднее. Но принцип тот же, что у Рубана: не навязывать свою точку ж зрения, дав некие установки - создать условия для максимально самостоятельной работы человека, не навязывать свои стереотипы и отношения. Особое спасибо - за право студента ошибаться без страха. Выводы, сделанные мною в дипломе процентов на 80 противоположны выводам, сделанным в диссертации. АН и АГ терпеливо ждали, когда я сама увижу, что выдала желаемое за действительное. Таки ж увидела. И только потом, увидев, смогла отследить и те манёвры, которые предпринимали наставники, дабы заставить меня усомниться в моих выводах.

Была (и есть) среди моих возлюбленных наставников и некая диаметральная противоположность (впоследствии - мой оппонент на защите). Дама с очень ярким нестандартным мышлением, самоуверенная, на всех поглядывавшая свысока. "Не так, так хуже!" - это про нее. Но там были такие случаи инсайтов и такое умение доказать их истинность, что я от нее была в восторге в то время и сейчас люблю и вспоминаю с удовольствием. Возможно, что мне в отношениях с ней повезло - ее инсайты во-первых породили кучу ментальных взрывов у меня (вплоть до того, что именно ее интересы сформировали проблематику моих диплома и кандидатской: только на другом времени и регионе) и как-то обошлось без столкновений.
Выглядит это примерно так: она фонтанировала идеями в никуда, я оказалась из тех, кто охотно бросился копаться в продуктах ее мыследеятьельности. Она мне потом попеняла, что я вот этого и того не использовала, но мною было подобрано и приспособлено для своих нужд у нее немало. Причем в стремлении получить от нее максимум информации я умудрялась не замечать даже ее очевидного высокомерия. В общем, она меня в своих учениках не числила, а я ее в учителях - еще как. Но тут, наверно, было хорошо, что я не у нее писала. Погрызлись бы. Сия дама не раз убивала на защите не только своих оппонентов, но и своих диссертантов. За несогласие с ее позицией.
25.09.2012 в 09:41

Mr.Chaffinch, да уж - это прямо напрашивается эпическое"Как я писала свой диплом" и героическая баллада"Перфоманс по поводу защиты диплома пред ворогами из универа".
25.09.2012 в 09:42

Зяблик рюмит перед дождем
АН и АГ терпеливо ждали, когда я сама увижу, что выдала желаемое за действительное.
А если бы это увидела комиссия на дипломе и диплом зарезала? :rolleyes:
25.09.2012 в 09:42

Зяблик рюмит перед дождем
Сусуватари, расскажите!
25.09.2012 в 09:42

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
- Ну я же не специалист в вашей теме, а вы как думаете?- Вот-вот-вот.- Ну, пишите, похоже на правду.
Зато сразу отбил попытки вчерашней школьницы (ну вы ведь неплохо представляете меня, так что сможете представить себе, что я из себя представляла в 17 лет в отношении с учителями) сотворить себе кумира и бегать за ответами к наставнику, вместо того, чтобы их искать.

В общем, полагаю, что в ВУЗах это очень оправданно - давать возможность реализоваться тем, кто имеет запал. А остальные? Ну, получат некий объем знаний и пойдут работать кто куда - и часто, далеко не по специальности. Пока учидлась, четко отличала студентов, которые пришли за знанием или любить историю как искусство, а кому диплом нужен. На тройку они могут, в конце-концов, за преподавателями позаписать.
Процитирую У. Эко. Если же вам нужен диплом для карьерного роста, то не лучше ли вам пойти и купить его?
25.09.2012 в 09:58

Обожать да кумиров делать - это понятно... но проявляться самому - делать себя, свое мнение, и тут уж точно надо искать свой материал, самому выстраивать гипотезы?
Это у биохимиков, скажем, молекулярщиков, может, так получиться: нет времени и рук на небольшое исследование - отчего не посадить студента на это? Методику освоит, стандартно все проведет процедурно - результат какой ни получится - все результат. Просто освоение методик - не более, а кандидатскую и так получали.
25.09.2012 в 10:03

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Так в гуманитарных науках очень часто бывают такие ситуации, когда возможно и это, и другое толкование события.
В комиссии имелись несогласные (в том числе мой будущий оппонент, которая очень грамотно разбила наиболее шаткие мои аргументы), но и она тоже не стала возражать против диплома, ограничившись в отзыве формулировкой: спорность некоторых выводов автора надо рассматривать скорее как перспективу для дальнейших исследований, а не как указание на то, что автор диплома не способен к ведению исследования.
Диплом мог пролететь в трех вариантах.
- Доказательства точки зрения настолько слабы, что рассматривать нечего;
- Я бы не смогла ответить на вопросы, которые мне задали или отказалась защищать свою позицию.
- Диплом был воспроизведением отрывков от разных авторов, уже доселе писавших по данной теме.
А у меня не было ни того, ни другого, ни третьего.
Все же при оценке диплома оцениваются наличие навыков
- постановки проблемы, умения собирать и анализировать материал, работать с источниками, вести дискуссию, попытки сказать нечто новое по сравнению с предшественниками, а не выводы, к которым пришел дипломируемый. В отличие от диссертации, кстати. Там очень жестко отсматривали именно содержание.
25.09.2012 в 10:07

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
но проявляться самому - делать себя, свое мнение, и тут уж точно надо искать свой материал, самому выстраивать гипотезы?
Насколько я понимаю, эта точка зрения была распространена среди преподавателей ИФ ТГУ. Студента надо научить делать это, а все остальное - приложится.
25.09.2012 в 12:37

Зяблик рюмит перед дождем
ну вы ведь неплохо представляете меня, так что сможете представить себе, что я из себя представляла в 17 лет в отношении с учителями
Неа =) Интересно! Расскажи.

В общем, полагаю, что в ВУЗах это очень оправданно - давать возможность реализоваться тем, кто имеет запал
Ну, главное - его не погасить, наверное =)
Кстати, по моим наблюдениям, народ, который пришел именно за корками, как раз в большинстве своем хорошо учится, потому что его не несет в голубые дали, а он делаетот сих до сих, чтобы свой диплом получить, и не грустит =) Ну, те, кого родители за корками выпнули или у кого просто тяму не хватает, - другая история, конечно.

Если же вам нужен диплом для карьерного роста, то не лучше ли вам пойти и купить его?
В нашей стране внезапно поддельность диплома очень легко проверить. Во многих компаниях и проверяют. Пятно на репутации на всю жизнь. Лучше уж заочником куда-нибудь отходить формально и с бурными благодарностями за еще не сданные зачеты.

Это у биохимиков, скажем, молекулярщиков, может, так получиться: нет времени и рук на небольшое исследование - отчего не посадить студента на это?
Это еще с некоторой заботой о студенте =) А то и просто дешевая рабсила - а своим исследованием занимайся в свободное от моей работы время, как-то так.
25.09.2012 в 13:12

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Да как описать то? Начнешь рассказывать - наврешь. Примерно то же, что я есть сейчас (ИМХО, это хорошо видно и в писанине, и в играх, и в общении), только еще воспитанный в полной уверенности, что есть истинная марксистко-ленинская наука и все остальное - от лукавого. Если бы мне дали тогда авторитет - я бы так за ним и шла, постоянно спрашивая, а не впала ли я в ересь. А Киса взял и отказался быть моим аворитетом :). И научил меня создавать ереси походя.

Вот он, Котляров Александр Никитич, 1948-2002 гг. Светлая ему память.

25.09.2012 в 14:03

Зяблик рюмит перед дождем
Так хочется вдаться в философствования и порассуждать на тему, что формирует более независимую личность - избегание авторитетов или разочарование в них... =)

А почему Киса? Прозвище такое?
Главное, что вспоминается с теплотой и благодарностью по прошествии многих лет. Значит, и в самом деле сумел быть значимым в судьбе.
25.09.2012 в 14:19

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Я не знаю, обязан ли он был этим прозвищем светлому образу Кисы Воробьянинова или подписи АКот, но с этим прозвищем он жил с первого курса и до смерти. Если, допустим, преподавателю, читавшему историю Греции и Рима каждый курс давал свое прозвище (у нас он был Писистрат), то АН был Киса при всех попытках окрестить его иначе. Вообще - внешне он сильно походил на Всеволода Большое Гнездо вот в этом варианте
, и все это находили, но прозвища типа "князь" или нечто в этом духе не приживались. Киса.

А на счет философствований - открывай тему, пофилософствуем.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии